Вызов пионера

Группа компаний "Пеноплэкс" обречена на постоянные инновации, иначе она рискует уступить конкурентам рынок, который сама же создала в России

Российские компании, которые реализуют пионерные стратегии, можно пересчитать по пальцам, и одна из них - группа " Пеноплэкс". Шесть лет назад она наладила в Киришах производство теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола и к данному моменту заняла порядка 60% отечественного рынка данной продукции. Новаторство группы проявилось не только в том, что она предложила российским строительным, транспортным и промышленным компаниям принципиально новый материал (в 1990-х годах экструдированный пенополистирол и продукция из него импортировались в мизерном объеме). "Пеноплэкс" рискнул опередить время - сделать ставку на спрос, которого не было, как не было и гарантий, что он возникнет через несколько лет (см. "Эксперт С-З" 25 от 5 июля 2004 года).

Ставка сыграла: сейчас плиты из экструдированного пенополистирола применяются в России при строительстве и реконструкции сотен объектов, что позволяет "Пеноплэксу" расширять бизнес - группа объявила о строительстве в ближайшие три года трех новых заводов, в которые будет инвестировано 30 млн долларов.


Григорий Протосеня

Однако развитие спроса имеет обратную сторону: после того как "Пеноплэкс" создал в стране, по сути, новый рынок, на нем стремятся активно работать многие, в том числе мировые лидеры отрасли теплоизоляционных материалов. Чтобы сохранить лидерство, российский игрок, начав свою жизнь с инноваций, будет вынужден генерировать их постоянно. О том, насколько это возможно, и в целом - за счет чего может расширяться бизнес группы, корреспондент "Эксперта С-З" беседует с генеральным директором "Пеноплэкс Холдинг" Григорием Протосеней.

Прозрачное строительство

- Развитие "Пеноплэкса", как и других игроков рынка теплоизоляционных материалов, напрямую связано с темпами роста строительного комплекса. И если в последние несколько лет мы наблюдали строительный бум в двух российских столицах, то не факт, что в будущем ситуация будет столь же для вас благоприятной. Во всяком случае, многие компании, обслуживающие строительный бизнес, сейчас встревожены - они говорят о возможности наступления кризиса в индустрии их клиентов.

- Во-первых, хочу отметить, что мы обслуживаем не только сектор жилищного строительства, в отношении которого действительно звучат разные про-

гнозы. Кроме строителей, наш постоянный партнер - железная дорога: поскольку плиты из экструдированного пенополистирола выдерживают большие нагрузки, их активно применяют в подготовке путей. Это стабильный клиент, в работе с которым нет активного роста поставок, но и провалов тоже нет. Кроме того, мы обслуживаем нефтяников и газовиков - они используют наши материалы при прокладке трубопроводов, а также в строительстве ряда объектов на севере. С данной клиентурой работать сложно: крупные сырьевые компании привыкли жестко диктовать поставщикам свои условия, но тем не менее поставки в их адрес, безусловно, перспективны. Таким образом, наш бизнес, с точки зрения клиентской базы, достаточно диверсифицирован.

Возвращаясь к строительной отрасли, можно отметить, что, если и произойдет спад (а это не очевидная перспектива), он коснется только локальных рынков, например - петербургского или московского. Сейчас мы около 50% плит поставляем в Москву, а другие 50% реализуются в Санкт-Петербурге, на всей территории России и частично в странах СНГ. Иными словами, "Пеноплэкс" не зависит от ситуации в одном городе. В процессе реализации инвестиционной программы, когда у нас появятся три новых предприятия (первое из них уже строится в Перми), мы становимся в полном смысле федеральной компанией, то есть сможем еще активнее осваивать регионы. И здесь надо учитывать, что практически во всех столицах субъектов Федерации, будь то Екатеринбург, Казань или Уфа, динамика строительства сейчас весьма высока.

- Насколько региональные строители заинтересованы в применении новых материалов? Поскольку рынок там очень далек от насыщения, нужно строить дешевое жилье в максимальном объеме - вопрос о его качестве стоит, по-видимому, на десятом месте. Это, собственно, касается не только регионов, но и Петербурга.

- Переход на современный, высококачественный и, как следствие, довольно дорогой материал не влечет за собой удорожание квадратного метра жилья. Дело в том, что значительно облегчаются конструкции, то есть сокращается расход материалов. Условно говоря, квадратный метр кровли, сделанной с применением экструдированного пенополистирола, становится дешевле квадратного метра кровли, выполненной по классической технологии - с использованием того или иного вида минеральной ваты. Таким образом, решается двойная задача: повышение качества, долговечности сдаваемых объектов и эффект экономии.

Понятно, можно придумать технологии космического уровня - создать фантастически качественные материалы, но если они заметно повышают стоимость строительства, никто ими пользоваться не будет. И мы бы никогда не взялись за продвижение новой продукции, экономическая эффективность которой не была бы очевидна.

- Таким образом, не только динамика развития строительного сектора влияет на ваш бизнес, но и наоборот: ваша работа вызывает перемены в бизнесе строителей?

- Безусловно. Причем эта формула справедлива не только по отношению к нашей компании, но ко всем поставщикам современных теплоизоляционных материалов. Наша работа вызывает цепочку перемен: пересматриваются строительные нормы и проекты, подходы к строительству, темпы, стоимость строительства - жилищного, промышленного и дорожного. Например, чтобы сократить глубину промерзания шоссейной дороги, строители делают песчаные насыпи высотой 1,5-3 м. Применение теплоизоляционного материала автоматически предотвращает промерзание дороги. Соответственно, можно значительно сократить высоту насыпи, отказаться от "лишнего" песка. И, представьте, объемы земляных работ уменьшаются на 30% - колоссальная цифра! Понятно, что сроки строительства дороги становятся принципиально другими.

Естественно, такого рода экономические эффекты радуют далеко не всех - чем больше "лишних" материалов применяется, тем больше денег кто-то может на этом сделать. Однако, зачастую нарушая интересы исполнителей, мы защищаем интересы заказчиков строительства. Именно с ними мы стремимся работать, они - наша целевая группа. Мы опосредованно делаем строительный рынок прозрачнее - в этом, наверное, один из главных факторов нашего влияния на отрасль.

Не каждый может

- Продолжим разговор о том, кто рад и кто не рад развитию "Пеноплэкса". Неожиданно для мировых лидеров индустрии теплоизоляционных материалов, работающих на российском рынке, вы стали сильным конкурентом, и, насколько известно, они обеспокоены. С другой стороны, ваша группа создала условия для их успешной работы с экструдированным пенополистиролом: проектировщики и строители познакомились с этим материалом, оценили его преимущества, - то есть спрос в основном сформирован. И если раньше ваш успех был гарантирован уже тем, что вы первые, то теперь для сохранения лидерства придется генерировать новые конкурентные преимущества.

- Одно из наших безусловных преимуществ - очень активное экстенсивное развитие. В начале работы "Пеноплэкс" уже инвестировал в расширение производства 60 млн долларов. В 1997 году мы открыли предприятие, а уже в 1998-м построили вторую производственную линию, увеличив таким образом объем выпуска продукции примерно на 100 тыс. куб. м.

В 1999 году была поставлена еще одна мощная линия, а позже мы сделали принципиально важный шаг, открыв завод по выпуску гранулированного пенополистирола - сырья для экструдированных пенополистирольных плит и другой подобной продукции. Теперь мы не только полностью обеспечиваем собственные потребности в сырье, но и экспортируем его. Сейчас, как уже говорилось, "Пеноплэкс" приступает к строительству трех новых заводов по производству плит.

Мало кто из представителей нашей отрасли может позволить себе такое быстрое расширение производства. Мировые лидеры индустрии теплоизоляционных материалов довольно редко строят собственные заводы: в основном они привыкли их покупать. Но в России, если говорить о производстве экструдированного пенополистирола, покупать нечего - есть только наши предприятия, а они не продаются. Кстати, замечу, что эти предприятия оснащены самым современным оборудованием, что является нашим безусловным преимуществом.

- Оборудование - преимущество, которое легче всего скопировать. Обратившись к вашему поставщику производственных линий, конкурент вскоре станет таким же сильным, как вы.

- Это не так. Готовых комплектов оборудования для производства современных теплоизоляционных материалов не существует. Оборудование должно соответствовать требованиям конкретного заказчика. Покупке линий предшествует серьезная работа наших специалистов, и сама по себе покупка - уже инновация. В "Пеноплэксе" инновационный процесс постоянен.

Например, мы сформировали заказ на немецкие линии по выпуску экструдированного пенополистирола таким образом, чтобы у нас появилась возможность производить вспенивание материала с использованием CO2 (пока мы применяем смесь CO2 и фреона). Так мы готовимся к моменту, когда в России будет запрещено использование фреона в производстве. Мы всегда смотрим в будущее.

- Были, наверное, и другие технологические находки. Можно назвать наиболее яркие из них?

- Этот вопрос я не могу комментировать. Не случайно и предприятия "Пеноплэкса", и заводы других участников рынка теплоизоляционных материалов закрыты для посещения: хотя в основном технологии нашей работы схожи, существует множество нюансов, которые уместно назвать эксклюзивными, - они весьма серьезно влияют на качество продукции. Я считаю, что мы в этих нюансах сильны - "Пеноплэкс" стремится быть технологическим лидером, что, как я надеюсь, обеспечит лидерство на рынке.

Санкт-Петербург