Железу не прикажешь

Андрей Лихачев: "Проблемы развития генерирующих источников, развития сетевого хозяйства необходимо было решать незамедлительно, решать совместно с городом"

Только в 2003 году энергопотребление в Петербурге и Ленинградской области увеличилось более чем на 5%. Этот показатель свидетельствует не только об успехах энергетиков, но и о росте экономики в целом. Понятно, что от планов реформирования и развития крупнейшей региональной энергетической компании " Ленэнерго" зависит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области очень многое. На вопросы журналиста "Эксперта С-З" отвечает генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Лихачев.

- Реформа РАО ЕЭС, несомненно, является важнейшим звеном в перестройке российской энергетики. Как вы оцениваете стадию, на которой находится реформа сегодня?

- Реформа энергетической отрасли - не простой и далеко не быстрый процесс. Сегодня оценивать результаты реформы как в Петербурге, так и в России, естественно, преждевременно, так как пока еще не произошло главного - разделения и отделения монопольных видов деятельности от конкурентных.


Андрей Лихачев

Что касается нашей компании, то в мае текущего года совет директоров РАО "ЕЭС России" окончательно утвердил проект реформирования "Ленэнерго". До этого почти 2,5 года схема разделения компании согласовывалась на различных уровнях - от миноритарных акционеров до комиссии при Правительстве РФ. Совет директоров РАО ЕЭС принял решение о том, что ОАО "Ленэнерго" будет реформировано по базовому варианту. Создается пять компаний, четыре из которых выделяются по так называемому зеркальному принципу, хотя мне больше нравится термин "пропорциональный принцип". Речь идет о выделении из "Ленэнерго" генерирующей, сбытовой, магистральной сетевой и управляющей компании. Происходит обмен акциями: вместо каждой сегодняшней акции "Ленэнерго" владельцы получат по одной акции в каждой из пяти компаний. Я не сказал о пятой, потому что она не выделяется, а остается в виде сетевой компании с прежним названием, брэндом "Ленэнерго". Предполагается, что юридически новые общества будут зарегистрированы в 2005 году.

Сегодня мы внутри компании уже провели ряд структурных изменений, заранее подготавливая и коллектив, и управление к будущему самостоятельному существованию на рынке. Так, с мая в "Ленэнерго" появились бизнес-единицы - по сути, квазисамостоятельные: генерирующая компания ОАО "Ленэнерго", электросетевая - ОАО "Ленэнерго", энергосбытовая - ОАО "Ленэнерго". Конечно, у нас будет сводная отчетность, но решение большинства вопросов перейдет на уровень создаваемых бизнес-единиц. Параллельно начинаются все необходимые корпоративные процедуры по подготовке к разделению компании. Это то, что касается проекта реформирования нашей энергосистемы.

Если говорить о реформе в целом, мне кажется, вокруг нее было много борьбы, порой излишне много и зачастую по вопросам, не имеющим принципиального характера. По сути, все были согласны с тем, что необходимо двигаться в сторону создания рынка электроэнергии, но при этом стояли на месте и спорили о преимуществах того или иного варианта, которые, в принципе, схожи между собой. То, что реформа идет с таким трудом - шаг вперед, два шага назад, то приостанавливается, замораживается, то опять продвигается, - доказывает одно: теоретическая база, подведенная под реформу, не стала всеобщим убеждением.

Видимо, об этом стоит задуматься и сделать соответствующие выводы. И главное - надо выявить, что все-таки является причиной разногласий и приостановок: неверные постулаты или чьи-то корыстные интересы. Давайте честно это вычленим, найдем ответ на эти вопросы и пойдем вперед, не делая прежних ошибок.

- Некоторое время назад губернатор Ленобласти объявил о создании Ленинградской управляющей электросетевой компании, которая создается правительством области совместно с менеджерами "Ленэнерго" и компанией "Новогор", учрежденной группой "Интеррос". Зачем вам нужна такая структура?

- "Ленэнерго" работает на территории двух субъектов Федерации, мы производим энергию практически для 6 млн человек и отвечаем за то, чтобы эта энергия бесперебойно поступала к каждому потребителю, в том числе по сетям, не входящим в состав "Ленэнерго", но технологически с нами связанным. В их надежности и развитии заинтересованы и мы, энергопроизводители, и потребители, и власти. При росте энергопотребления в Ленобласти на 10% в год и введении правительством России ограничений роста тарифов, ресурс не то что для развития, а для поддержания муниципальных сетей резко сокращается. Понятно, что маленьким муниципальным предприятиям, в которых работают 10-15 человек, трудно находить способы снижения издержек, привлекать инвестиции. Именно поэтому необходим переход на новый, более эффективный метод управления.

Мы предложили губернатору Ленинградской области такой вариант, и он его поддержал. Уверен, нашей команде есть чем поделиться. Пять лет назад мы пришли в компанию, которая находилась на гране банкротства и энергетического кризиса, тогда все в полной мере прочувствовали, что такое изношенные сети, что такое многолетний недоремонт. Сегодня ситуация поменялась в корне. "Ленэнерго" одновременно возводит семь трансформаторных подстанций. Строится новый блок ТЭЦ-5 мощностью 180 МВт. Последние три года мы регулярно меняем 40-42 км теплотрасс (до 1999 года перекладывалось лишь 12 км); проводим серьезные ремонты и капитальное строительство в электросетевом хозяйстве. На капитальное строительство в этом году мы направили более 6 млрд рублей.

Пять лет назад о такой программе и мечтать было нереально, не то что воплощать ее. Теперь мы готовы передать наработанный опыт коллегам-энергетикам в Ленинградской области, где создается компания, которая на правах аренды станет управлять муниципальными электрическими сетями. Контрольный пакет будет принадлежать правительству области, оставшиеся акции в равных долях распределены между компаниями "Аврора-Энерго менеджмент", учрежденной менеджерами "Ленэнерго", и "Новогор" (учредитель - группа "Интеррос"). В ближайший год предполагается сформировать объекты недвижимости, зарегистрировать права, провести технологический аудит, составить адресную программу технического перевооружения.

- В настоящее время одним из конкурентных преимуществ нашей промышленности являются относительно низкие тарифы на энергию. Однако из-за роста тарифов это преимущество постепенно теряется. В то же время без роста тарифов в энергетике не может быть накоплен инвестиционный потенциал, способный обеспечить ее развитие.Как может быть решен этот конфликт?

- Затраты на энергоснабжение далеко не так сильно сказываются на конечной цене продукта. Скажем, энергосоставляющая в стоимости почти всех продуктов питания не превышает 3-4%. Знаете, в чем главная причина высокой энергоемкости производства в России? В дешевизне электроэнергии для потребителя. Поскольку, как известно, то, что даром прибыло, с ветром убыло.

В России не принято экономить. Например, в Японии действительно высокий уровень затрат на электроэнергию и при этом высокая культура энергопотребления, привычка экономить, ведь цена 1 кВт там примерно в 10 раз выше, чем у нас. Я далек от мысли предлагать такой рост стоимости электроэнергии в России, но необходимо понимать, что за сокращения потерь потребления энергоресурсов борются только там, где на собственном кармане ощущают тяжесть этих потерь.

Что касается динамики роста, то это уже сделано правительством России. Официально объявлено: в ближайшие три года тарифы будут расти ниже уровня инфляции, исключение может составлять лишь прирост тарифа на модернизацию, на специальную инвестиционную программу, которая в каждом субъекте Федерации оценивается по-разному. В одних субъектах губернаторы более ответственно подходят к планированию будущего своего региона, другие, менее ответственные - я бы сказал временщики, - стараются за счет низкого объема платежей понравиться населению, но при этом действуют по принципу "после меня хоть потоп".

Поэтому очевидно, что у нас в регионе в ближайшие три-пять лет рост тарифов будет не ниже, а чуть выше инфляции. Принцип формирования тарифов один: есть желание получать надежное и бесперебойное энергоснабжение и сегодня, и завтра - платите соответственно. Хотите подешевле - получите более низкое качество. Но должен напомнить: можно недофинансировать энергетическую отрасль, но она потом очень больно за это накажет. Железу ведь не прикажешь.

- Как в компании обстоит дело с программой развития или, пока существует неопределенность с реформированием отрасли, о долгосрочных планах задумываться бесполезно?

- По заданию губернатора Петербурга мы разработали несколько сценариев развития городского энергетического комплекса. Правительство выбрало сценарий, который считает наиболее сбалансированным и отвечающим интересам города. Утверждение в июле этого года "Программы реконструкции и развития головных источников инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО "Ленэнерго" на 2005-2010 годы" - несомненно, знаковое событие как для энергосистемы, так и для города в целом. Это практически единый для всех план развития инженерной инфраструктуры.

Прирост потребления в городе к 2010 году может составить по электроэнергии 10 млрд кВтч; по теплоэнергии - 2 млн Гкал. Проблемы развития генерирующих источников, сетевого хозяйства необходимо было решать незамедлительно и совместно с городом. Очень важно, что не просто согласованы общие задачи, а определены конкретные проекты и адреса. Программа предполагает расширение действующих ТЭЦ, реконструкцию и строительство новых предприятий сетевого комплекса, в том числе в наиболее проблемных центральных районах Петербурга, а также в местах расположения важнейших объектов жизнеобеспечения города и нового строительства.

По нашим данным, реализация указанных направлений позволит обеспечить потребности в электропотреблении промышленности и городского хозяйства, снизить к 2010 году удельные расходы условного топлива на выработку электроэнергии на городских ТЭЦ, обеспечить надежность электроснабжения и уменьшить себестоимость электрической энергии. При этом, что очень важно, утверждены не только технические мероприятия по развитию городского энергетического комплекса, но и определены источники их финансирования: это собственные средства ОАО "Ленэнерго", средства бюджета Петербурга, ОАО "ФСК РАО ЕЭС России", заемные и привлеченные средства, доходы от платы за присоединение к энергоисточникам. В целом затраты до 2010 года составят более 45 млрд рублей.

Как говорят мои старшие коллеги, о создании такой единой стратегии несколько поколений энергетиков могли только мечтать. Теперь и город, и мы понимаем, как будет развиваться инфраструктура, куда и в каком объеме направляются средства и что ожидает Петербург. Не секрет: подготовка инфраструктуры зачастую невидима - это работа, эффект от которой отложен во времени, он заметен не скоро. Но тем ценнее понимание, которое мы встречаем со стороны нынешних властей Петербурга, их стремление решать проблемы, а не откладывать в долгий ящик.

Санкт-Петербург