Победа будет за ними

На российском рынке автомобильных охранных систем начинает доминировать фактор политики страховых компаний

С развитием страхования автовладельцев все большее влияние на рынок противоугонных систем оказывают страховые компании. На основе анализа статистики угонов страховщики стали активно вмешиваться в процесс выбора потребителя, что, в свою очередь, заставляет менять техническую политику производителей автосигнализации. Как и во всем мире, в России страховые компании становятся законодателями мод в вопросах охраны и безопасности. И хотя у нас этот процесс находится на самой ранней стадии, уже сейчас ясно, что политика страховщиков постепенно становится определяющим фактором развития рынка охранных систем.

Один на один

По данным УГИБДД, за первые три квартала 2004 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области было совершено более 7500 преступных посягательств на чужие автомобили, что на 2300 больше, чем за тот же период прошлого года. Сегодня в городе автомобили угоняют в основном от предприятий торговли, бизнес-центров и учреждений (56% угонов), как правило, днем - с 15.00 до 21.00 (59% угонов). При этом самые угоняемые отечественные автомобили - "ВАЗы" семейства 2110, а среди иномарок - Audi и Volkswagen. 60% автомобилей воруют для продажи и лишь 18% - для личного использования; остальные разбирают на запчасти. Последней новацией этого криминального бизнеса стали угоны грузовых автомобилей и спецтехники. Находят из общего числа угнанных автомобилей в среднем лишь 20%.

К сожалению, кризис сбыта этому промыслу пока не грозит. Теневой автобизнес спокойно переваривает криминальные автомобили и запчасти. Российская регистрационная система в сфере автотранспорта не может ничего противопоставить криминальному потоку. Оставленные один на один с угонщиками автомобилей, российские автовладельцы были вынуждены решать проблему сохранности своей собственности самостоятельно. На удовлетворении этой потребности сформировался целый бизнес по производству, поставкам и установке охранных систем.

Электронные ВОХРы

Первые электронные автомобильные сигнализации появились только в начале 1970-х годов в Италии. Уже к 1990 году потребление систем сигнализации и охраны автомобилей в Европе вышло на уровень 10 млн комплектов в год. Сегодня охранные системы входят в заводскую комплектацию большинства моделей легковых автомобилей.

Однако штатные охранные системы не могут противостоять квалифицированным угонщикам. Технический директор компании "АЛАРМ-С. Петербург" Владимир Тихеев категорически заявляет, что "на сегодняшний момент нет ни одной штатной охранной системы, которая не была бы взломана. Причины две: повторяемость и высокая квалификация наших специалистов-угонщиков". Поэтому, если в Западной Европе и США дополнительными противоугонными устройствами и сигнализациями оснащено немногим более 20% автомобилей, то в России сегодня трудно найти автомобиль без дополнительной сигнализации и массы разнообразных "секреток".

В состав современного охранного комплекса в самом общем случае включают кроме автосигнализации различные электронные и механические блокировки - замка капота, цепи запуска двигателя (иммобилайзер), педалей и рычагов, рулевого колеса и вала, собственно колес автомобиля и даже автомобиля в целом. Для облегчения поиска автомобиля в случае угона дополнительно устанавливаются различные системы слежения и поиска подвижных объектов, работающие с использованием спутниковых GPS-каналов, сотовой связи, по радиосигналу.

Каждый новый автомобиль в Санкт-Петербурге оснащается охранным комплексом. При смене владельца автомобиля охранный комплекс тоже как минимум подвергается модернизации. В результате суммарный годовой объем продаж составляет около 60 тыс. систем. Стоимость охранного комплекса зависит от выбора владельца, марки автомобиля и может отличаться на два порядка (от 50 до 1000 долларов и более), однако в среднем составляет 5% от цены автомобиля. При средней цене охранного комплекса с установкой 250 долларов емкость рынка в стоимостном выражении составляет ориентировочно 15 млн долларов в год, что соизмеримо с суммарным годовым ущербом от угонов. Парк автомобилей растет, компоненты охранных систем непрерывно совершенствуются, усложняются и становятся дороже. В результате емкость рынка в стоимостном выражении непрерывно увеличивается.

На рынке тесно

Ядром любой охранной системы является автосигнализация. На петербургском рынке представлены автосигнализации 40-45 торговых марок. Каждая марка, в свою очередь, выпускается в нескольких вариантах - моделях. Их общее число составляет порядка 200 наименований и оно непрерывно растет. По происхождению марки можно разделить на два больших класса: автосигнализации зарубежного производства, в основном из стран Юго-Восточной Азии, и продукция российских изготовителей. Справедливости ради стоит отметить, что 90% используемой российскими фирмами элементной базы составляют импортные комплектующие.

По экспертным оценкам на 2003 год, примерно 30% приходится на продукцию зарубежных изготовителей. В Санкт-Петербурге автосигнализации под собственной торговой маркой выпускают как минимум пять фирм. Лидерами являются компании Magic Systems и "Полярный волк", однако их суммарная доля на рынке не превышает 10%. Основную долю рынка занимают автосигнализации, выпускаемые в Москве. В этом сегменте наибольшая доля приходится на продукцию ООО "Альтоника" и фирмы "Мега-Ф". При ее изготовлении используются российская схемотехника, компоненты, изготовленные в Юго-Восточной Азии, и элементы отверточной сборки. Интересно отметить, что "Альтоника" - единственная российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве автоэлектроники, которая неоднократно принимала участие в Международной специализированной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе (США).

Владимир Тихеев характеризует состояние рынка следующим образом: "На первом месте - благодаря техническому совершенству, развитой номенклатуре и надежности - торговые марки производства московской компании "Альтоника" (Black Bug, Reef и другие). В "гаражных" сервисах благодаря цене и функциональности используется марка Magic Systems. Также благодаря качеству и раскрученности неплохо существуют марки Mongoose и Alligator. Среди систем с двухсторонней связью наиболее известна автосигнализация Scher-Khan фирмы "Мега-Ф". Успешным новичком, несколько потеснившим других изготовителей, сегодня является московская компания Defen Group с сигнализациями Meritec. Причина - оригинальные функции и хорошая поддержка. В целом рынок автосигнализаций крайне конкурентен".

В последнее время охранные функции автосигнализаций массовых моделей отличаются незначительно, поэтому конкуренция переместилась в сферу дополнительных сервисных функций. К ним относятся дистанционный запуск двигателя, возможность дистанционного контроля состояния охранной системы и управления ее функциями (двухсторонняя связь) и другие. Специалисты отмечают, что потребители обращают на набор сервисных функций все большее внимание. Остальные составляющие охранных систем тоже представлены на рынке - как минимум десятком торговых марок для каждого наименования, причем как российского, так и зарубежного производства.

Не спрятаться, не скрыться

Системы слежения и поиска, которые в силу технологических причин (необходимости центров мониторинга и групп реагирования) имеют достаточно узкий спектр применения, представлены в Санкт-Петербурге более чем 10 проектами. Лидерами в этом сегменте пока являются спутниковые системы ООО "Навси" (система "Навигатор") и петербургского филиала федеральной спутниковой системы охраны "Цезарь Сателлит", имеющие около тысячи клиентов каждая.

Высокая стоимость спутниковых систем и немалая абонентская плата делают эти системы интересными для владельцев автомобилей премиум-сегмента, которые особо любимы квалифицированными угонщиками. По информации коммерческого директора ООО "Навси" Александра Кудри, в 2003 году было зафиксировано 189 посягательств на автомобили, оборудованные системой "Навигатор", включая разбойное нападение с захватом хозяина машины. Практически все происшествия были локализованы.

Руководитель управления по урегулированию претензий петербургского офиса компании (СК) " Альфастрахование" Игорь Черватюк отмечает, что "использование системы слежения и поиска позволило нам значительно сократить убытки, причем не только по угону, но и по предотвращению страхового мошенничества. О многих случаях посягательств на автомобили наших клиентов мы даже не знаем, поскольку угон был предотвращен, автомобиль возвращен владельцу и страхового случая не зафиксировано".

Сильной стороной систем слежения и поиска является организация, совместно с подразделениями МВД, оперативного реагирования в случае посягательства на автомобиль. Руководитель коммерческого проекта и начальник отдела маркетинга и PR ЗАО "БалтАвтоПоиск" Анна Боронина считает, что "только создание мощной группировки реагирования обеспечит необходимую вероятность того, что угнанный автомобиль не проскользнет через расставленную сеть. Четыре автомобиля группы оперативного реагирования ГИБДД в городе с пятимиллионным населением - недостаточно. Наша компания на сегодня имеет возможность задействовать в городе ежедневно более 350 милицейских автомобилей для перехвата угонщиков". Добавим, что эта работа способствует формированию, пусть даже на хозрасчетных началах, опыта совместной деятельности операторов рынка охраны автомобилей с подразделениями МВД.

В последнее время в связи с бурным ростом числа клиентов мобильной связи получили развитие системы, использующие в составе автомобильного охранного комплекса возможности современной мобильной связи, в том числе и для поиска автомобиля. В этом направлении уже активно работают "Альтоника" (модель BLACK BUG Plus BT-71BL), Magic Systems, "Полярный Волк" и другие. Знаковым событием стало появление информационно-охранной системы "АвтоМобил", позволяющей осуществлять полный контроль над автомобилем с помощью мобильного телефона и разработанной непосредственно оператором мобильной связи компанией МТС.

Автоцентры наступают

Проведенный нами анализ показал, что на рынке охранных систем наблюдается острая конкуренция. Поэтому изготовители и поставщики ежегодно обновляют модельный ряд, используют все возможности для продвижения своей продукции. Передний край этой борьбы проходит через центры установки охранных систем.

В Санкт-Петербурге работают около 200 установочных центров, которые можно разделить на три основных вида. В первую очередь это центры, входящие в сети с единым корпоративным управлением, которые составляют около 50% от общего числа участников рынка. Крупнейшими сетями (в состав каждой входит около 40 сервисных центров) управляют компания "АЛАРМ-С. Петербург" и фирма Union. Независимые центры, как специализированные, так и в составе станций техобслуживания - около 20%, а специализированные участки в автосервисах фирм - продавцов автомобилей - 30% от общего числа установочных центров.

В последнее время самую значительную долю рынка услуг установки охранных систем контролируют сервисные зоны автоцентров. По оценке генерального директора фирмы "Мега-Ф Санкт-Петербург" Владимира Фомина, "90% охранных систем на новые иномарки и 60-70% систем на новые отечественные автомобили устанавливается в автосервисах продавцов автомобилей". Продавцы автомобилей рассматривают такую услугу как дополнительный сервис, способный повысить их конкурентоспособность на рынке. В результате в наиболее успешных автоцентрах покупатель автомобиля оставляет в среднем еще около 900 долларов за установку дополнительного оборудования, включая охранный комплекс. Остальным центрам установки остается обслуживать в основном клиентов с вторичного рынка.

Виды на будущее

Развитие продаж автомобилей в кредит и повышение роли добровольного страхования, в том числе и по рискам угона, подключили к процессу защиты автомобилей от угона страховые компании. При выработке своей тарифной политики СК оценивают риски по угону различных моделей автомобилей, проводят сравнительный анализ охранных систем и таким образом начинают влиять на выбор автовладельцем того или иного типа охранного комплекса ("Эксперт С-З" уже писал об этом в 38 от 11 октября 2004 года). Начальник отдела по урегулированию убытков Северо-Западной дирекции ОАО "РОСНО" Валентин Захаров отмечает, что "при заключении страхового договора мы не только должны руководствоваться составленным головным офисом списком автосигнализаций и системой повышающих коэффициентов и скидок, но и провести проверку и приемку охранной системы".

В связи с ростом угонов грузовых автомобилей и спецтехники страховые компании стимулируют владельцев такой техники к установке охранных систем, а их изготовителей - к организации выпуска охранных систем, рассчитанных на напряжение 24 В, характерное для бортовой сети этого вида техники. Строительный холдинг "Северо-Западная нерудная компания" уже оснастил свои "КАМАЗы" спутниковой противоугонной системой, а фирма Magic Systems добавила в модельный ряд своих сигнализаций систему для грузовых автомобилей.

В качестве яркого примера учета требований страховщиков можно привести новый совместный проект компаний "БалтАвтоПоиск" и "Альтоника" - комплекс ARCAN-Reef SATELLITE, объединяющий функции качественной противоугонной системы, двухканальной системы слежения и поиска с оперативным силовым реагированием. Дело в том, что в соответствии с требованиями страховых компаний при страховании автомобилей стоимостью свыше 30-40 тыс. долларов необходима обязательная установка спутниковой системы слежения. Чтобы выйти на этот привлекательный сегмент потребителей, "БалтАвтоПоиск", использующий локальную радиопеленгационную систему ARKAN и обладающий действенной системой силового реагирования, свел в единый комплекс современную автосигнализацию и оборудование для спутникового слежения. В результате при установке этого комплекса скидки при страховании автомобиля достигают 50%.

Фактор страхования

Таким образом, на российском рынке автомобильных охранных систем фактор политики страховых компаний постепенно начинает играть значительную роль. За счет тарифов страховщики активно управляют выбором потребителей и стимулируют прогресс в технологиях охраны автомобилей. Следует ожидать, что давно назревшие изменения в разрешительной системе автомобильного транспорта, которые ГИБДД так и не сделала по долгу службы, теперь будут происходить под нажимом страховых компаний. Этому будет немало способствовать опыт совместной хозрасчетной работы подразделений МВД, операторов рынка охранных систем и страховых компаний.

Наибольшие перспективы ожидают проекты, использующие в автомобильных охранных системах, включая системы слежения и поиска, возможности мобильной связи. Это позволит снизить цены на такие системы, а современному мобильному телефону по силам заменить не только фотоаппарат, но и брелок любой автосигнализации и даже монитор системы слежения.

Санкт-Петербург