Лейтмотивом высказываний Валентины Матвиенко во время предпраздничного (6 ноября) объезда городских объектов стала низкая эффективность использования земли. Губернатор проверяла состояние ряда объектов культурного и образовательного назначения в Невском районе Петербурга. Ей показали приведенную в порядок школу на Хрустальной улице. Школа произвела благоприятное впечатление. Однако рядом, за забором, обнаружилась запущенная территория (занятая старыми полуразрушенными корпусами) - владения неких арендаторов. Матвиенко распорядилась расторгнуть с ними договоры, освободить территорию, чтобы создать здесь спортивную площадку. Судя по тому, что тут же нашлись инвесторы, готовые вложить в это дело средства, экспромт был подготовлен заранее. Более того, похоже, что главной целью объезда было как раз инспектирование подобных неэффективно используемых территорий Невского района. Если это так, то свою задачу инспекционная поездка выполнила.
Владимир Грязневич
Парк имени Бабушкина на проспекте Обуховской Обороны давно пребывает в запустении. Его благоустройство требует больших вложений. Губернатор заявила, что запущенных парков в городе много и нужно находить заинтересованные бизнес-структуры, которые сделают из них хорошие зоны отдыха. В отношении Парка имени Бабушкина принято решение передать его по конкурсу частному арендатору, чтобы он привел территорию в надлежащее состояние. Кинотеатр "Невский", построенный в 60-е, не работает с 1992 года. Матвиенко дала указание проработать вопрос о сносе здания и строительстве на его месте торгово-развлекательного комплекса. Похоже, что проблем с инвесторами не будет и в этом случае.
Еще один пример выявленной бесхозяйственности - садоводство, существующее еще с 1950-х годов. Оно занимает территорию 30 га. Постройки "пришли в ненадлежащее состояние", дороги - "полуразрушены". Как считает Матвиенко, "садоводам нужно организовать переезд в другое место, а освободившуюся территорию следует запускать под жилищное строительство".
Ситуация с Университетом телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича (пр. Большевиков, 20) сложнее. Занимаемая университетом территория в 30 га "находится в захламленном состоянии". Однако вуз федеральный и его непросто принудить к рачительному использованию петербургской земли. Но Валентина Ивановна настроена решительно: "До 1 января 2005 года Министерство связи должно определиться. Если оно в состоянии решить задачу эффективного использования территории и для этого есть средства - мы рассмотрим проект и предложения министерства. Если нет - будем изымать землю и запускать в хозяйственный оборот".
Решительность Матвиенко радует. Жаль только, что она не носит систематического характера. Если бы администрация всерьез занялась повышением эффективности использования городских территорий, это значительно повысило бы инвестиционную привлекательность Петербурга. И губернатору не надо было бы уговаривать иностранных предпринимателей инвестировать в наш город, чем она без устали занимается в своих многочисленных зарубежных поездках. Не пришлось бы идти и на такие рискованные шаги, как укрепление сотрудничества со "странами-изгоями", вроде Ирана, куда Валентина Ивановна летала на прошлой неделе. Мало того, что сомнительная международная репутация таких стран бросает тень и на их партнеров. Эти страны к тому же весьма ненадежны - опыт взаимоотношений с саддамовским Ираком, "кинувшим" "ЛУКОЙЛ", или лукашенковской Белоруссией, обманувшей "Балтику", наглядно подтверждает для многих очевидное: нельзя связываться с режимами, не заботящимися о своей репутации.
Но дело даже не в Иране. Советско-феодальный метод привлечения инвесторов путем личных контактов вообще представляется не слишком продуктивным. Может, он и неплох для небольшого (по масштабам экономики) региона, вроде Новгородской области, но вряд ли оптимален для Петербурга, по потенциалу сравнимого с небольшой европейской страной. Во всяком случае, этот метод никак не отменяет необходимости создания благоприятного инвестиционного климата, который в нынешние времена всеобщего ритейла представляется гораздо более эффективным средством развития экономики, чем индивидуальная работа с крупными инвесторами. Множество мелких инвесторов по целому ряду причин выгоднее горожанам, чем один крупный. Недаром все развитые страны держатся на мелком и среднем предпринимательстве. Превалирование крупного - как раз признак слаборазвитой страны.
Но для развития инвестиционной "розницы" нужна система, позволяющая инвесторам приходить самим, без персональных переговоров, в массовом порядке. Такой системы в Петербурге до сих пор нет. Поэтому и положение с иностранными инвестициями в нашем городе прямо-таки позорное - в последние годы их объем неуклонно сокращался. Не помог даже всемирный путинский пиар во время празднования 300-летия - 20%-ное падение иностранных инвестиций продолжалось и в юбилейном году. В нынешнем неблагоприятную тенденцию вроде бы удастся переломить - благодаря личным усилиям Валентины Матвиенко по уговариванию крупных компаний. Прогноз обещает увеличение инвестиций почти на 30%. Однако их объем в лучшем случае достигнет уровня 2002 года (около 900 млн долларов), что удручающе мало для такого богатого возможностями региона, каким, несомненно, является Петербург.
Чтобы инвестиции потекли в наш город мощным потоком, власти должны заниматься созданием благоприятных условий, в первую очередь высвобождением неэффективно используемых территорий и модернизацией их инженерной инфраструктуры под новое строительство, о чем постоянно твердят специалисты, в том числе и со страниц нашего журнала. Работа эта сложная, ведется она самыми разными госструктурами, но вяло и бессистемно. Ее необходимо сделать приоритетным направлением деятельности администрации. Тогда, кстати, и заграничные вояжи Валентины Матвиенко будут гораздо более продуктивными - за крупными иностранными компаниями потянутся и мелкие.