Оцифрованные воды

Поменяв ИТ-стратегию, компания "Водоканал Санкт-Петербург" запускает масштабные проекты в области информационных технологий

Прежде чем отправиться на "Водоканал Санкт-Петербург", я посмотрел раздел "Связь и информатизация" на официальном сайте компании. Информация заинтриговала: "Предприятие избрало путь разработки собственной ERP-системы вместо приобретения готовой. Основными причинами такого выбора являются нестандартные бизнес-процессы, связанные с водоснабжением и водоотведением". Картина вырисовывалась неожиданная: нечасто предприятия такого масштаба выбирают путь рискованных "индивидуальных" решений в области информационных технологий. На поверку оказалось, что данные устарели. Прежняя стратегия уже в прошлом, петербургское предприятие готовится к крупным ИТ-проектам. И речь не о собственных разработках - в ход пойдут известные западные программные продукты.

Важный элемент

"Водоканал Санкт-Петербург" - последний из героев "Цифровой истории" нынешнего года - государственное унитарное предприятие, естественный монополист, обеспечивающий водой и канализацией 4,7 млн петербуржцев и почти 12,5 тыс. предприятий и организаций. Годовой оборот "Водоканала" - около 6 млрд рублей. В структуру предприятия входят восемь филиалов. Компания принадлежит городу, но с 1992 года работает на принципах самоокупаемости (получает средства из бюджета только на финансирование программ регионального значения).


Станислав Бородин

Как у любого другого крупного бизнеса, у петербургского "Водоканала" есть план корпоративного развития. Политика в области ИТ определяется в том числе и этим документом. Как значится в плане, "долгосрочной целью предприятия является предоставление жителям и организациям Санкт-Петербурга услуг водоснабжения и водоотведения, которые по доступности и качеству будут сопоставимы с показателями лучших европейских компаний аналогичного профиля". Среди конкретных задач значатся "внедрение современных эффективных технологий", "снижение водопотребления на основе четкого измерения и учета расходов воды", "оптимизация эксплуатационных затрат", "необходимость своевременно и в полном объеме получать доходы за оказанные услуги".

Даже не вникая в специфику бизнеса предприятия, понимаешь, что подобные задачи "Водоканал" не сможет решить без четкой ИТ-стратегии. Современные информационные системы здесь так же необходимы, как трубы и водонапорные станции. Кроме того, известно, что последние годы "Водоканал Санкт-Петербург" готовится к акционированию: предполагается, что все водопроводные коммуникации должны остаться в собственности города, хотя эксплуатировать их может и негосударственное предприятие. Практика показывает, что любые изменения в структуре собственности требуют особой гибкости автоматизированной системы управления компанией.

Наши решения

Сейчас картина такова. Всего в "Водоканале Санкт-Петербург" работает около 7 тыс. человек. Из них 2 тыс. имеют компьютерные рабочие места. При этом на предприятии используется более 70 разнородных информационных систем, главным образом от отечественных разработчиков. "Еще пять-семь лет назад стоимость внедрения западных и российских информационных систем значительно отличалась. Западные продукты внедрять было очень дорого. Кроме того, наше непредсказуемое законодательство и недостаточный уровень подготовки пользователей не позволяли в полной мере использовать западные методы менеджмента. Проекты с зарубежными системами часто проваливались. Потому многие российские предприятия шли на собственные разработки. И "Водоканал" здесь не исключение", - рассказывает заместитель директора департамента связи и информатизации Станислав Бородин, который пришел в "Водоканал" всего полгода назад, но знает специфику его бизнеса, так как ранее в течение нескольких лет работал в компании - подрядчике предприятия.

В частности, "Водоканал" заказал разработку собственной бухгалтерской системы. Она создана на основе управленческо-бухгалтерской системы "Эверест" петербургской фирмы "БИТ". Представляет собой автоматизацию службы логистики и бухгалтерии (бухгалтерский, оперативный, складской и производственный учет), с единой базой данных, на едином ядре, с едиными справочниками и классификаторами. Причем технологическая платформа была выбрана одна из самых передовых - Oracle.

Отдельная забота департамента связи и информатизации - геоинформационная система. Работа над ней ведется в течение длительного времени, и значительная часть уже сделана. Станислав Бородин продемонстрировал на экране монитора небольшой участок карты одного из микрорайонов Петербурга - на ней изображены объекты канализации и водоснабжения: "Система требует очень большой работы по выверке графической базы данных. Раньше карты хранились в планшетах, и данные на них были далеко не всегда корректными. Сейчас приходится каждый объект тщательно проверять. В результате работа над ГИС-системой уже позволила выявить ошибки и несоответствия в изначальных "планшетных" картах. Система значительно повышает оперативность аварийных служб. Если раньше аварийная бригада, чтобы выехать в один из районов, вынуждена была обращаться к планшету с картой (а если его уже кто-то взял?), то теперь все данные будут только в компьютере".

Одна из основ нынешней ИТ-структуры предприятия - информационное обеспечение центра по работе с абонентами. Система поддерживает полный цикл взаимоотношений компании с клиентами - от подачи заявки на выдачу технических условий до заключения договора на обслуживание и выставления счетов. Эта система тоже разработана по специальному заказу "Водоканала". Наконец, в компании идет постоянная работа по созданию различных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Фактически АСУ ТП участвуют во всех технологических процессах водоподготовки, транспортировки и реализации воды.

С головы

В этом году руководство компании инициировало реорганизацию структуры управления информационно-технологическими проектами. Чтобы объединить информационные ресурсы всего предприятия, был создан департамент связи и информатизации. В департаменте - несколько управлений. Каждое из них отвечает за разные сферы ИТ-политики (например, управление эксплуатации средств вычислительной и оргтехники, управление информационных систем и т.д.).

"Создание департамента в нынешнем виде позволяет правильно распределить компетенцию и ресурсы. Новая структура должна усилить ИТ-направление в рамках предприятия и охватить все необходимые участки. Раньше усилия специалистов распределялись неравномерно. Если, например, в Пушкине, где у нас располагается юго-западный филиал, информационные технологии развиты довольно сильно, то в Колпино заметны проблемы с развитием. Теперь мы попытаемся сформировать равноценное для всех филиалов информационное пространство", - рассказывает Станислав Бородин.

Появление департамента связано с развитием ИТ-стратегии петербургского "Водоканала". Поставлена задача: в ближайшие несколько лет перейти от "лоскутной" автоматизации к единой интегрированной системе управления, внедрить целый ряд современных программных комплексов, которые в конечном счете должны серьезно повысить эффективность работы предприятия.

Новый этап

Главная задача, которая сейчас стоит перед специалистами департамента, - построить информационно-измерительную систему. Ее появление в полной мере должно отразиться как на оперативной деятельности предприятия, так и на качестве стратегического управления.

Сегодня водопотребление чаще всего рассчитывается по общему домовому счетчику. Счетчики установлены в подвалах домов, сотрудники ГУЖА снимают с них показания, "раскидывают" водопотребление на всех жильцов дома и по телефону передают данные в Центр расчета с абонентами (ЦРА) "Водоканала". Внедрение системы коммерческого учета позволит значительно автоматизировать этот процесс, в случае необходимости ускорить его и минимизировать роль "человеческого фактора". Предполагается, что узлы коммерческого учета будут фиксировать водопотребление в доме. Затем информация со счетчика дистанционно снимается и автоматически передается операторам ЦРА и в систему ЦРА, после чего биллинговая система предприятия сможет выставлять счет.

Ключевой момент - технология передачи информации с домового узла коммерческого учета в ЦРА. В петербургском "Водоканале" вовсю изучают западный опыт. Существуют, например, мобильные бригады, которые снимают информацию со счетчиков - они автоматически "сгружают" данные в карманные компьютеры через инфракрасные порты, встроенные в фундамент дома, или посредством короткозоновых модемов из проезжающей мимо машины. Затем, по возвращении на базу, приступают к дальнейшей компьютерной обработке информации.

Однако, как говорит Бородин, такие технологии больше свойственны "одноэтажным" городам США и Германии. Более того, на Западе показания с узлов коммерческого учета зачастую снимают один раз в квартал. У нас это необходимо делать чаще: нередки случаи вандализма, а кроме того, нужно быстро и оперативно реагировать на проблемы с водоснабжением. Потому пока в "Водоканале" склоняются к on line-режиму передачи информации. Данные с узлов коммерческого учета предполагается автоматически рассылать по различным проводным и беспроводным каналам: телефонные каналы "Северо-Западного Телекома", GPRS сотовых операторов, транкинговая связь, радиопередача на собственных частотах. Фактически каждый городской дом будет иметь собственный канал обмена данными с ЦРА. Подобная технология, конечно, предполагает огромные затраты. Как говорит Бородин, сейчас реализуются пилотные проекты, ведутся переговоры с операторами о специальных тарифах для передачи такого рода данных.

Полный контроль

Дальше - больше. Как говорит Станислав Бородин, система коммерческого учета не будет эффективна без другого решения - системы технологического контроля. Она предполагает установку на ключевых инфраструктурных узлах так называемых диктующих точек, с которых в on line-режиме снимается информация по давлению и расходу воды.

"Необходимость этой системы обусловлена несколькими задачами. У нас есть такое понятие, как водный баланс: мы должны подсчитать, сколько воды технологически отпустили со станции и сколько за это получили денег. Таким образом можно фиксировать аварийные ситуации, утечки и работать с неплательщиками. Фактор утечек особенно важен. В мире считается нормальным, если они составляют 8% от общего объема реализации воды. У нас этот показатель - примерно 15%.

Понятно, что это огромные деньги. Сократив утечки, мы, например, легко окупим все инвестиции в ИТ. Благодаря диктующим точкам будем получать водный баланс по районным управлениям. Сейчас у нас около 100 таких точек на весь город, и это не позволяет нам полноценно рассчитывать данный показатель. Предполагается, что их будет около 600, - объясняет Станислав Бородин. - Кроме того, диктующие точки позволят контролировать давление на квартальных напорных системах. Мы должны знать, какой режим работы насоса в какой период времени надо обеспечить. Пока частично эта задача решается нашими операторами. Например, в диспетчерских стоят телевизоры. У диспетчеров есть программа передач. Известно: как только вечером заканчивается популярная телепередача или сериал, резко возрастает водопотребление, давление падает и жители высоких этажей могут остаться без воды. Чтобы избежать этого, нужно заранее включить дополнительные насосы. Сейчас это делается операторами заблаговременно и вручную. Мы хотели бы оптимизировать и автоматизировать этот процесс".

ERP-будущее

Полная автоматизация ввода данных и технологического контроля в петербургском "Водоканале", по плану, будет обеспечена в течение ближайших двух лет. Это приоритет номер один для предприятия. Параллельно начинается подготовка не менее важного проекта - построение единой ERP-системы. Прежде всего предполагается автоматизировать планирование, бюджетирование и финансовое управление. Затем должна быть внедрена распространенная в западных ERP-решениях система сбалансированных показателей. "Главная задача будущей ERP-системы - поддерживать план корпоративного развития", - говорит Бородин. По его словам, сейчас речь идет о выборе между двумя поставщиками комплексных информационных систем - SAP и Oracle, но рассматриваются и другие решения. Систему и внедренца будут определять в рамках специального тендера.

Решения SAP или Oracle могут стать основой еще одного проекта "Водоканала" - создания масштабного call-центра. В проекте возможно также участие ГУП ТЭК и "Ленэнерго". Это будет единая горячая линия. Оператор принимает звонок - на экране его монитора появляется вопросник, который заполняется ответами абонента. Если проблема касается водоотведения и канализации, информация идет в диспетчерскую и далее по службам "Водоканала". Заявка обрабатывается. В результате или выезжает аварийная бригада, или принимаются другие меры, если проблема не связана с аварийной ситуацией. В случае аварии или при обследовании объекта в составе бригады может присутствовать инженер с ноутбуком, с помощью технологии GPRS получающий всю необходимую информацию, уже обработанную в системе. В том числе - данные о наличии на ближайшем складе тех или иных требуемых инструментов или материалов (например, для ремонта). Таким образом будут оптимизированы запасы: логистическая служба сможет поддерживать их уровень на складах. По предварительным коммерческим предложениям, весь ERP-проект стоит от 4 млн до 8 млн долларов. Сейчас в "Водоканале" определяют возможные источники финансирования.

Санкт-Петербург