Тонкое дело

Абсурд, пофигизм и всякое такое прочее до того дошли, что темой шуток в развеселых мультяшках становится... гибель мира

В феврале прошлого года в Петербурге впервые проходил фестиваль анимационных фильмов "Мультивидение". Нынче фестиваль проводится снова. Как и в прошлом году, на нем были представлены не только мультфильмы, но и видеоарт, и интерактивная флэш-анимация. Но внимание как зрителей, так и организаторов на этот раз сосредоточилось только на мультфильмах. Большой зал театра "Балтийский дом", где показывали конкурсную программу, был переполнен - люди стояли в проходах.

"Бар искусств" и "Магазинчик Бо"

Конкурс - новинка фестиваля. Победителей конкурса определяло жюри: Сергей Дебижев (режиссер и культуролог), председатель Ирина Евтеева (режиссер), Роза Зельма (режиссер), Андрей Зонин (директор Института культурных программ), Анастасия Курехина (организатор и продюсер фестиваля SKIF), Иван Цветков (режиссер). Номинаций было шесть: лучший мультфильм для детей, лучший мультфильм для Интернета, первое, второе и третье места, а также Гран-при.

В конкурсе участвовали как компьютерные, так и рисованные мультфильмы. Верный подход. Не будем снобами: флэш-анимация не всегда слабее классической. Что и доказал канадец Стив Вайтхауз замечательным мультиком Kunstbar ("Бар искусств"). Перед тем как обратиться к флэшу, он работал художником-аниматором в рисованной мультипликации. Может, отсюда его живописность и очевиднейшее эстетство.

Самое начало "Бара искусств" - абсурдно и суперживописно одновременно: визуальный ряд позаимствован у де Кирико. Человек заходит в бар, берет меню - там написаны имена художников: Поллок, Пикассо, Модильяни... Выпив коктейль, клиент становится похож на одно из произведений того или иного художника или скульптора. В углу сидит "Мыслитель" Родена, какой-то посетитель падает прямиком в ад Босха - больший абсурд и большее эстетство представить себе едва ли возможно.

Абсурд, пофигизм и всякое такое прочее до того дошли, что темой шуток в развеселых мультяшках становится... гибель мира. В "Магазинчике Бо" Олега Куваева и Кати Гореловой в обычной раздолбайской компании (вроде той, что была изображена Куваевым в его прославленной "Масяне") появляется инопланетянин - Заяц. Весь наш мир представляется ему "бредом каким-то".

Впрочем, Куваев с Гореловой так изображают этот мир, что трудно не согласиться с Зайцем-инопланетянином. Жизнь на Земле он воспринимает "полной гибелью всерьез", забивает все земные каналы сигналом с Луны. В результате чего Охламон (замечательный персонаж, в полной мере соответствующий своему имени) оповещает Вселенную о гибели мира. Охламон и Лунный Заяц в качестве демиургов - штучка посильнее "Масяни", не говоря уж о "Фаусте" Гете...

Абсурд и реальность

Впрочем, абсурд воспринимается острее, когда он не связан ни с мистикой, ни с фантастикой: мультик "Ускользающий сон" австралийца Дейва Джонса реалистичен до вздрога, до бытового узнавания: дескать, да, вот до эдакого кошмара и я чуть было не дошел. Человек не может уснуть: его мучает скрип за стеной. Ему представляются самые неприличные картинки, он стучит в стену, в дверь.

Озверев вконец, бедолага хватает ружье и врывается в комнату. А там сидит старушка - божий одуванчик в кресле-качалке и вяжет. Чем-то этот фильм напоминает "Происшествие" Федора Хитрука. Но у Хитрука - жутчее. Там персонаж, доведенный всеобщим гомоном до отчаяния, все ж таки укоцивал сковородкой по башке одну из соседок.

"Шум за стеной" становится назойливой темой современных мультиков. Что поделаешь: "Запах двадцатого века - звук. / Каждый миг старается / если не вскрикнуть - скрипнуть. / Остается одно из двух - / привыкнуть или погибнуть..." - писал давным-давно Борис Абрамович Слуцкий. Грохот обыденной жизни у мастеров анимации разрастается до размеров гойевского гротеска, как в "Шумных соседях" Вильяма Гэррэта.

Человек смотрит телевизор. За стеной играет рок-группа, наверху - танц-класс слонов, сбоку от слоновьей танцплощадки - стадо коров и ковбой на лошади, а над всем этим великолепием, на чердаке, два мужика перекидываются гранатами. В финале, когда маленькая птичка принимается петь на дереве, распахиваются окна, и все - от слонов до ковбоев - гаркают на маленькую певунью: Shut up! ("Заткнись!") И это правильно: там, где привыкли к слоновьему топоту, пение пичужки звучит диссонансом, если не хамством.

Награды и победители

Приз в номинации "Лучший фильм для Интернета" справедливо присудили Олегу Куваеву и Кате Гореловой с их "Магазинчиком Бо" (студия "Мульт.Ру"). Простота рисунка, его "топорность", угловатость идеально вписываются в формат небольшого по длительности и "размеру", удобного для скачивания мульта.

Приз за лучший мультфильм для детей получила "Коллекция" Дениса Чернова. Герои симпатичны, сюжет воспитателен - в общем, все на месте. Но как-то скучновато. Чем-то напоминает выволочку на педсовете. Мне (да и не только мне) больше понравился рисованный мультфильм "Нехороший мальчик" Олега и Елены Ужиновых (московская анимационная студия "Пилот"). С моралью в фильме тоже тип-топ: история про мальчика, который все свои "глупости и мелкие злодейства" валил на домашних животных - попугая, собаку и кошку, завершается заслуженным наказанием хитреца.

Вероятно, на решение жюри повлияло то, что в "Коллекции" очень много моралистического, тогда как в "Нехорошем мальчике" хулиганские поступки изображены с подлинной заразительной страстью - как во "Вредных советах" Григория Остера. В результате хочется... пошалить, что, конечно, не поощрительно ни в каком случае.

Третье место на конкурсе получил Джангир Сулейманов за несколько серий из "300 историй о петербуржцах". Мультики по мотивам произведений Даниила Хармса и анекдотов "под Хармса". Честно говоря, анекдоты вроде "Гоголь переоделся Пушкиным" изрядно поднадоели. Новые "фишки" тоже не веселят: например, Арина Родионовна оказывается негритянкой. Если сам великий русский поэт из негров, то почему бы и няне его не быть негритянкой? Вай нот? Но что в этом смешного?

Второе место поделили три мультфильма: "Бар искусств", премированная в "детской" номинации "Коллекция" Дениса Чернова и "Осенний взлет" Александры Уваровой. Вот этот фильм - настоящая лирика, какой она может, да и должна быть на экране. Разноцветные осенние листья превращаются в животных: черепаху, носорога, рыб, лису. Они летают в воздухе, потом падают на землю и все вместе снова становятся огромной грудой погибших листьев, которую собирает дворник. Удивительно и радостно то, что этому печальному и философичному мультфильму аплодировали не только взрослые, но и дети.

Чемпионы

Первое место получил мультфильм "2+1=" Елены Черновой. Любовные игры двух питонов прерывает третий; ждешь, что начнутся шекспировские страсти-мордасти, как вдруг оказывается, что все змеи - головы одного-единственного "змея горыныча". Конечно, вспоминаются два бородатых анекдота, но изящество рисунка искупает сюжетную неизобретательность.

Впрочем, Чернова впихивает еще один сюжет в историю о трехголовом чудище. От змея горыныча все время удирает махонькая букашка. Несмотря на все свои проблемы с растроением личности, горыныч очень старается козявку слопать. У него ничего не выходит - букашка верткая. Затем появляется огромный динозавр, так что трехголовому бедняге приходится сматываться. Неразделенная любовь к самому себе обрывается безжалостной конкуренцией с другими.

Гран-при получил мультфильм Константина Бронзита "Божество". "Божество" могло бы претендовать на звание самого мрачного мультфильма всех времен и народов. Древний миф о герое-змееборце, который превращается в змея после своей победы, автором травестирован, снижен. От этого он становится еще безысходнее. Шестирукое медное божество (не то Шива, не то паук) неколебимо стоит на пьедестале. Появляется муха, божество пытается ее пришибить и в результате валится с пьедестала. Победительница-муха становится пауком, сплетает паутину, занимает место на пьедестале и застывает Шивой.

Два весьма пессимистических мультфильма венчают конкурсную программу. Они выбраны точно, можно сказать - идейно. Черный юмор не то упасает от отчаяния, не то становится одним из его симптомов. А вроде бы чего отчаиваться-то? Но вот поди ж ты... Художники, аниматоры - дело тонкое.