Паромы пойдут

Харм Зиверс: "Уверен, что грузоперевозки через Петербург будут только увеличиваться"

В июле прошлого года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между ОАО "Балтийский паром" (дочерняя компания ОАО "Компания Усть-Луга") и Паромным портом Засниц (Германия).

Порт Засниц, расположенный на немецком острове Рюген в местечке Мукран, был построен для осуществления морских перевозок между СССР и ГДР. В 1986-1990 годах на линии Клайпеда - Мукран работало пять судов, а его проектные возможности позволяли пропускать до 80 тыс. вагонов в год. После распада СССР и воссоединения Восточной и Западной Германии грузопоток на этом направлении сильно уменьшился. Сейчас терминал обслуживает четыре паромные линии, по двум из которых (на Данию и Литву) наряду с автотранспортом идет перевозка железнодорожных вагонов.


Харм Зиверс

Однако эти линии, даже вместе взятые, не способны обеспечить полную загрузку перевалочного комплекса. Не случайно, портовая администрация порта возлагает особые надежды на реализацию проекта паромно-железнодорожной переправы из Усть-Луги.

В октябре 2004 года в рамках Международной выставки "ТРАНСТЕК-2004" "Компания Усть-Луга" и Паромный порт Засниц провели совместную презентацию проекта "Автомобильно-железнодорожная паромная переправа Усть-Луга - Балтийск - порты Германии". О планах этого партнерства корреспонденту "Эксперта С-З" рассказал исполнительный директор Паромного порта Засниц Харм Зиверс.

- Что на сегодняшний день представляет собой порт Засниц?

- На данный момент в нашем порту можно выделить четыре основные составляющие, четыре "столпа" деятельности порта: это паромный терминал, терминал Short sea, железнодорожный комплекс с ширококолейными рельсами российского стандарта (замечу, уникальная особенность нашего порта) и промышленная зона площадью 150 га.

Засниц - это государственный порт, активно поддерживаемый федеральным и земельным правительством Германии. 30 млрд евро уже вложено в развитие автобана, который соединит порты Засница, Ростока и Висмара, а также присоединит их к автомагистрали А-20, проходящей вдоль побережья из Любека до пересечения с магистралью А-11, ведущей в Берлин.

Несмотря на то что наш порт находится на острове, он очень тесно связан со всей автомобильной сетью Европы через мост в Штралзунде. В частности, из Засница существует прямой путь в Чехию, Словакию, Италию и Испанию, страны, представляющие интерес как для внешних, так и для внутрироссийских перевозок.

После реконструкции в 1995-1998 годах Засниц превратился в самый технически оснащенный порт Германии, готовый для приема комбинированных железнодорожно-паромных перевозок. На сегодняшний день в Засниц заходят две регулярные паромные линии, соединяющие Германию и страны Западной Европы со странами бывшего СССР. Первая из них три раза в неделю осуществляет отправки железнодорожного транспорта объемом 103 вагона российского стандарта по направлению Засниц - Клайпеда.

Вторая - TransRussiaExpress - связывает Засниц и Петербург с промежуточным заходом в Балтийск. Два судна этой линии перевозят колесный транспорт: как грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, так и легковые автомашины. Линия TransRussiaExpress действует с 1998 года, и в данный момент мы ее расширяем. Кроме того, компания Scandlines осуществляет регулярный сервис в Швецию.

Всего же посредством паромной переправы мы транспортируем порядка 5,3 млн т груза ежегодно.

В настоящее время мы работаем с любыми грузами, например, с бумагой, картоном, пиломатериалами, зерном, со всеми видами металлов, а также сыпучими, контейнерными, многотоннажными и негабаритными грузами. Кроме того, в порту существует возможность промежуточного складирования с дальнейшей дистрибуцией по Европе.

- Какие конкурентные преимущества порта Засниц вы могли бы выделить и что делается для повышения его привлекательности для грузовладельцев?

- Существенным отличием и одновременно преимуществом Засница перед другими портами является прямой выход к морю, без входного фарватера, что не требует привлечения лоцманов.

В то же время мы постоянно стремимся стать более привлекательными для грузовладельцев. Прежде всего работаем над повышением гибкости своей деятельности, а также расширяем сеть партнеров, взаимодействующих с портом в процессе оказания услуг грузовладельцам. С тех пор как я стал главой порта Засниц, мы очень интенсивно ведем переговоры с представителями немецкой железной дороги. Нас не устраивала существующая тарифная система, и сейчас мы разрабатываем новую, согласно которой железнодорожные тарифы должны зависеть от вида перевозимого груза. Эта система будет действовать только применительно к порту Засниц и поможет значительно сократить расходы на перевозку. Кроме этого, чтобы создать гибкую схему транспортировки, сейчас ведем переговоры с ОАО "РЖД" и экспедиторскими компаниями как российскими, так и немецкими.

Мы работаем с немецкой фирмой Stinnes Logistics, которая является дочерним предприятием немецких железных дорог. Компания Russian Rail link - это наш железнодорожный экспедитор в Мукране. В сфере автоперевозок сотрудничаем с группой компаний Brandt Gruppe, которая имеет в своем составе семь предприятий в Германии и Польше. Таким образом, у нас разработаны логистические схемы перевозок по железной дороге, автотранспортом и на пароме.

Что касается отношений с другими портами, то могу сказать следующее. Наш порт тесно сотрудничает с немецкими портами Гамбург и Бремерхавен. Это взаимодействие очень важно для контейнерных перевозок. Контейнеры из этих портов перевозятся по железной дороге, затем по мосту доставляются в Засниц, и это значительно сокращает время транспортировки.

- Одним из приоритетных для вашего порта направлений развития является реализация проекта Short sea terminal. Расскажите подробнее об этом направлении.

- В настоящее время в Европе регулярныe морские перевозки на короткие расстояния (short sea shipments) рассматриваются как серьезная альтернатива автоперевозкам. Даже существует такое понятие как "магистрали моря" или motorways of the sea. Развитие в порту Засниц терминала Short sea на фоне постоянно растущих цен на автоперевозки кажется нам чрезвычайно важным. В данный момент мы занимаемся разработкой проекта совместно с немецкой компанией BUSS Ports+Logistics. В рамках этого сотрудничества компания BUSS Ports+Logistics будет поставлять порту современную технику, оборудование, а также последние ноу-хау в области портовой логистики.

- Чем вызван столь пристальный интерес к паромному комплексу, строящемуся в Усть-Луге?

- Работа с Усть-Лугой является для нас одним из наиболее важных проектов. Именно с Усть-Лугой потому, что там строится такая же структура, как у нас - железнодорожная паромная переправа. Кроме того, возводится новый порт при активной поддержке государства. Мы рассматриваем это строительство как политическое решение, а свои политические решения господин Путин обычно доводит до конца.

В течение многих лет мы сотрудничали с "Компанией Усть-Луга" по разработке возможных совместных проектов, и меньше месяца назад был подписан договор о создании рабочей группы, которая будет заниматься развитием паромной переправы между Усть-Лугой, Балтийском и портом Засниц. Эта переправа должна быть запущена 1 января 2006 года.

Мы продолжаем наши отношения с Балтийским паромом, и уже сейчас у нас заключен договор о сотрудничестве и развитии паромной инфраструктуры.

- Строительство порта в Усть-Луге до сих пор велось замедленными темпами, что объяснялось отсутствием достаточного объема инвестиций. Собирается ли немецкая сторона участвовать в проекте своими инвестициями?

- Порт Засниц - находится в государственной собственности, среди наших акционеров - министерство транспорта Германии. Поэтому мы не имеем права инвестировать средства в какие-либо коммерческие проекты. В то же время, существуют частные инвесторы с немецкой стороны, которые хотели бы вложить средства в Усть-Лугу.

- С кем еще из российских компаний сотрудничает порт Засниц?

- В настоящий момент мы ведем переговоры с представителями автомобильной промышленности - например, назревает совместный логистический проект с КАМАЗом. Суть этого проекта в следующем: автомобили, произведенные КАМАЗом в России, из Санкт-Петербурга (в дальнейшем из порта в Усть-Луге) перевозятся паромом в Засниц, через мост в Штралзунде они будут транспортироваться в Гамбург, а оттуда уже в Центральную и Восточную Европу, по всему миру. Это лишь один из примеров сотрудничества, которое хотелось бы развивать в ближайшее время. Кроме того, мы стремимся наладить партнерские отношения с АвтоВАЗом. Уже была произведена пробная отгрузка автомобилей "Лада" через порт Засниц.

Большим преимуществом порта Засниц для такого сотрудничества является возможность складирования автомашин на территории порта и дальнейшей подготовки к эксплуатации. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы в порту можно было подготавливать КАМАЗы. Машины будут привозить в Засниц без двигателя, без электрики, а затем наши специалисты займутся доводкой автомобиля до европейского стандарта, что в конце концов позволит этой марке хорошо продаваться в Западной Европе. Порт Засниц обладает соответствующими мощностями, расположенными в его промышленной зоне.

Кроме того, мы уже проводили многочисленные переговоры с представителями западной автомобильной промышленности. Фирмой Buss для нас были проведены исследования, на основе которых была создана концепция такого сотрудничества. Новые легковые машины (Mercedes, Volkswagen, Volvo) из стран Западной Европы - Германии, Швеции будут перевозиться в Санкт-Петербург через Засниц.

Десятилетний опыт сотрудничества связывает нас и с петербургскими экспедиторскими компаниями. По собственному опыту знаем, что за эти годы многое изменилось: поменялись и транспортные пути, и номенклатура перевозимых грузов. В данный момент уже появляются совместные российско-германские экспедиторские компании, такие как, например, "МЛО Санкт-Петербург". Мы намереваемся и в дальнейшем продолжать наше плодотворное сотрудничество с петербургскими экспедиторами.

- Как вы оцениваете перспективы Санкт-Петербурга как крупного транспортного узла?

- Уверен, что грузоперевозки через Петербург будут только увеличиваться. Однако петербургский порт не сможет взять на себя весь объем этих перевозок. В данной ситуации новый порт в Усть-Луге станет хорошей альтернативой. Кроме того, запуск этого порта поможет решить главную задачу, поставленную российскими властями - создать прямые транспортные пути из России в страны Западной Европы без транзита.

Санкт-Петербург