Модель для России

6 декабря 2004, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Принятая в ЕС система регулирования экономик стран-участниц (в том числе новых членов) может быть полезна для России как своего рода модель экономического регулирования субъектов РФ. Хотя структура ЕС еще далека от федеративного государства, каким является Россия, но Евросоюз уже довольно близко подошел к такой модели - принята единая Конституция; уже существуют единая валюта и, соответственно, единый эмиссионный центр (похожий на американскую Резервную систему); полномочия Европарламента и особенно Еврокомиссии - этого прообраза единого правительства - все больше расширяются.

Осуществляемая так называемыми "структурными фондами" политика выравнивания качества жизни в разных странах ЕС, уровней развития их экономик, упорядочение конкуренции между компаниями как на внутриеэсовских, так и на внешних рынках и т.п. - все это вполне можно применить и в России. Стоит обратить внимание, что в посткоммунистических странах, вошедших в мае в Евросоюз, больше других сфер ЕС поддерживает развитие социально-экономической инфраструктуры. Это самое слабое место таких государств, и европейцы совершенно правы, что делают основной акцент именно на этой сфере. В России, в том числе в регионах Северо-Запада, ей не уделяют достаточного внимания (см. "Иное измерение" - "Эксперт С-З" 44 от 22-28 ноября 2004 года), хотя инфраструктура - ключ к эффективному социально-экономическому развитию субъектов РФ.

Неплохо было бы нам перенять и европейскую систему контроля эффективности выделяемых субсидий, а также корректности расходования средств. Принятый в ЕС многоступенчатый контроль (с привлечением экспертов разных уровней) как нельзя кстати для России, где норма разворовывания госсредств превышает всякие разумные пределы и зачастую делает бюджетную поддержку национальных производителей бесполезной - она не стимулирует производства, а просто обогащает их руководителей и конкретных чиновников.