По минимуму

Государственная поддержка сельхозпроизводителям Ленинградской области (ЛО) поступает примерно в равных долях из двух источников - федерального и регионального бюджетов (в 2004 году общая сумма составила около 550 млн рублей). Хотя формально финансирование из обоих бюджетов ежегодно растет, реальный объем помощи сельскому хозяйству, по мнению председателя Комитета по агропромышленному комплексу правительства ЛО Николая Сизых, снижается из-за опережающего роста цен на электроэнергию, ГСМ, удобрения, технику.

В зависимости от программы и источника финансирования существуют разные критерии отбора предприятий. Так, по федеральной программе для земледельцев "Плодородие" средства распределяются между предприятиями в зависимости от специализации и площади используемых сельхозземель. Однако депутаты ЗакСа сочли этот подход недостаточно обоснованным и предлагают учитывать экономические результаты работы хозяйств. Например, оценивать, насколько выросла урожайность в результате работ по повышению плодородия земли. Впрочем, стимулированием таких работ власти ЛО уже занимаются. Так, к федеральному перечню дотируемых удобрений они добавили фосфориты, которые, по мнению Сизых, наиболее эффективно удобряют почву.

Для получения дотаций по федеральной программе для животноводов "Племенное животноводство" хозяйство должно быть племенным (а таковых 53 из 122), надои не должны снижаться, от 100 коров необходимо получать не менее 82 телят, не менее 10% продукции надо продавать в другие регионы. В бюджет ЛО закладываются средства на финансирование стратегически важных с точки зрения региона направлений: производство яиц для разведения племенных кур; предприятия рыбной отрасли; выращивание фуражного зерна на незанятых пахотных землях (это значительно снижает затраты на закупки корма скоту). Наконец, из этого же источника выплачиваются дотации на некоторые виды продукции: около 17 копеек на литр молока (средняя отпускная цена 6,5 рубля за литр) и около 4 рублей на килограмм мяса (отпускная цена - от 50 рублей за килограмм). Хотя получить дотацию можно лишь на продукцию, поставляемую на заводы ЛО.

Наиболее рациональным вложением бюджетных средств является, пожалуй, компенсация процентной ставки банковского кредита (в размере двух третей учетной ставки рефинансирования Центробанка РФ). "Чтобы получить кредит в коммерческом банке, предприятие должно сделать свой бизнес прозрачным. А необходимость вернуть деньги в срок заставляет максимально эффективно использовать заемные средства", - говорит Николай Сизых.

Главной проблемой системы государственной поддержки сельскому хозяйству считается чрезвычайно низкий уровень финансирования. Так, несмотря на дотации, производство говядины и свинины в ЛО остается убыточным, а молочные хозяйства работают с рентабельностью 6%. "Выделяемые сейчас бюджетами средства обеспечивают в пять раз меньший уровень внесения удобрений, чем в 1990 году. А вообще, помощь российскому сельхозпроизводителю в 50 раз меньше, чем господдержка фермеров в странах ЕЭС. Если государственная политика в отношении сельского хозяйства останется прежней, то после вступления России в ВТО положение отечественных сельхозпроизводителей будет незавидным", - считает Николай Сизых.

Впрочем, эффективность господдержки по-настоящему не отслеживается - своих методик у властей нет, а мировые не используются. Из-за этого, а также по причине действительно недостаточного уровня финансирования государство не может коренным образом изменить экономическую ситуацию в сельском хозяйстве области.

Санкт-Петербург