Хочется порулить?

Пятый угол
Москва, 20.12.2004
«Эксперт Северо-Запад» №48 (205)
Неосторожные высказывания питерских чиновников, по сути, требующих от сетевиков заботиться не о рентабельности, и даже не о покупателях, а о поддержке неэффективных местных производителей, могут побудить новых инвесторов отложить свои планы до лучших времен

Недавно руководители торговых сетей " Лента", " О'Кей" и " Метро cash&carry" были вызваны в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), где с ними провели воспитательную беседу. Торговцам указали на то, что они совершенно напрасно закупают так много продуктов для своих магазинов у московских производителей в ущерб питерским. И что надо быть большими патриотами, для чего следует изменить отношение к местным производителям.
Владимир Грязневич

Беседу проводил первый заместитель председателя КЭРППиТ Юрий Раков. Газета " КоммерсантЪ" приводит несколько его красноречивых высказываний. Одно - установочное: "Нам важно, чтобы продукция петербургских предприятий обязательно находила сбыт в ваших (сетевых. - В.Г.) магазинах". В ответ на заверения коммерческого директора ООО "Лента" Александра Максимова, что компания не отдает приоритет ни московским, ни петербургским производителям, господин Раков, по версии "Коммерсанта", заметил: "А вот это не есть хорошо". Видимо, для демонстрации серьезности намерений Смольного зампред КЭРППиТ, как пишет газета, пригрозил "организовать производителей, создать несколько картелей и заставить торговцев принять их условия".

В КЭРППиТ мне сказали, что "КоммерсантЪ" сгущает краски. Но приведенные выше цитаты никто не опроверг. Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк заверил, что Юрий Раков произнес процитированные газетой слова "в сердцах". Однако сам факт наличия претензий власти к закупочной политике сетевых компаний Бланк подтвердил: "Сети, пользуясь своим монополизмом, установили очень высокий входной билет, неоправданно высокий". Главное требование к сетям он сформулировал так: "Система закупок должна быть прозрачна и понятна производителям. А сегодня у многих сетей она непонятна".

Не берусь говорить о каждой из сетей в отдельности, но сама суть сетевой технологии, многократно описанная в СМИ (в том числе и в нашем журнале), на мой взгляд, ясна. И из нее совершенно однозначно вытекают очень жесткие требования к работе всех участников процесса. Бизнес сетевых компаний основан не просто на большом обороте, но зачастую на большой скорости оборота. Покупатели должны приобретать в единицу времени очень много продукции. Поэтому, например, сети организуют непрерывный подвоз товара. Складов фактически нет - все продается с колес.

Этот процесс требует, с одной стороны, четкой организации поставок, а с другой - тщательного отбора ассортимента. Только при таких условиях сетевые компании могут держать низкие цены при высоком качестве товаров. И, судя по стремительным темпам развития наших сетей, они соблюдают технологию. Если же оказывается, что московские компании, везущие свою продукцию за 700 км из столицы или Подмосковья в Петербург, обеспечивают искомую четкость, а находящиеся за углом питерские производители - нет, то виноваты они сами, а не дефицит патриотизма у торговых сетей и не недостаток "прозрачности и понятности". Сетям просто не имеет смысла мухлевать, ибо малейший отход от технологии чреват провалом - конкуренция в торговле очень жесткая.

В развитых странах все давно уже смирились с диктатом сетевых компаний - он воспринимается как объективное следствие самой сетевой технологии. Производители понимают, что такова неизбежная плата за стабильный сбыт в очень больших объемах. К тому же подчинение требованиям сетевиков нередко оздоровляет бизнес производителей и даже спасает от банкротства.

Классическим примером такого рода является история сотрудничества двух американских компаний-брендов - символа Америки производителя джинсов Levi Strauss и крупнейшей в мире сетевой торговой компании Wal-Mart (см. "Выход в сеть", приложение "Технологии и управление" к журналу "Эксперт С-З", 44 от 22-28 ноября 2004 года). В 2002 году, когда некогда преуспевавшая компания Levi Strauss оказалась бессильной остановить падение объемов продаж, ее руководство заключило договор с Wal-Mart. Сеть выставила такие жесткие условия, что Levi's пришлось перестраивать все производство и сбыт. Зато она не только спаслась от банкротства (начался рост продаж), но и значительно улучшила организацию бизнеса: был модернизирован выпуск, стали четко контролироваться затраты, учитываться современные тенденции моды.

Вмешательство властей в сложнейшую сетевую технологию способно разрушать тонкий бизнес. Пострадают от этого все: если при закупках торговцы будут исходить не из экономических соображений, а из патриотических, то цены будут выше и качество ниже. А петербургские производители так никогда и не научатся эффективно работать. И кто от этого выиграет?

Вице-губернатор Михаил Осеевский на мою просьбу прояснить позицию правительства Петербурга по этому вопросу ответил следующее: "Мы никогда не говорим о том, что хотим ограничить каких-то производителей, например московских. Так вопрос со стороны правительства города не ставится". По-видимому, все дело в соблазне либерального "выстраивания". Очень трудно удержаться от желания порулить, особенно когда к тебе каждый день ходят директора предприятий "пищевки" и жалуются на сетевиков, выставляющих "непрозрачные и непонятные" требования.

Хотя сети - не единственные продавцы. Они занимают только 50% рынка. В Петербурге существует множество несетевых магазинов и у производителей есть возможность сбыта. Понятно, что сетевой канал сбыта более эффективен, очень хочется туда влезть, но обременять себя исполнением требований сетевиков не хочется. Гораздо проще уговорить чиновников призвать несговорчивых торговцев "проявить понимание и выработать общие правила игры".

Между тем такая неосмотрительная политика КЭРППиТ может дорого обойтись городу. По словам Владимира Бланка, город ведет активные переговоры одновременно с 10 зарубежными торговыми сетями, которые хотят выйти на рынок Санкт-Петербурга. Но инвесторы, как известно, пугливы, и неосторожные высказывания питерских чиновников, по сути, требующих от сетевиков не о рентабельности заботиться, и даже не о покупателях, а о поддержке неэффективных местных производителей, могут побудить инвесторов отложить свои планы до лучших времен.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (205) 20 декабря 2004
    Филантропия
    Содержание:
    Реклама