Яхтсмены и нефтяники будут довольны

При строительстве нового порта власти Литвы рассчитывают на деньги ЕС

В середине ноября 2004 года литовское правительство приняло постановление об учреждении Швянтойского государственного порта (ШП), утвердив его границы и передав его в ведение дирекции Клайпедского порта. Ей же поручено организовать финансирование и строительные работы по восстановлению ШП.

Камни придется поднять

Литва - единственное прибалтийское государство, которое имеет только один порт - Клайпедский. Хотя несколько веков назад и до сравнительно недавнего времени их было два. Второй порт - вначале торговый, а затем рыболовный - располагался при впадении в Балтийское море речки Швянтойи - в городке с тем же названием, расположенном в 18 км севернее Паланги, почти на самой границе с Латвией.

По утверждению некоторых литовских историков, например профессора Пятраса Жеромскиса, швянтойский порт был обозначен еще на картах XVI века. Хроники утверждают, что он успешно конкурировал с другими портами, и возможно, по этой причине в 1701 году усилиями шведов и Риги был ликвидирован - засыпан камнями.

Только после первой мировой войны, с обретением Литвой государственности, в порту начались восстановительные работы - строительство южного (380 м) и северного (228 м) молов. После того как в 1939 году Германия захватила Клайпеду (Мемель), работы ускорились, но были прерваны войной. Затем, в советские времена, здесь еще причаливали мелкие рыбацкие суда, но, поскольку дноуглубительные работы не велись, они уже не могли пользоваться обмелевшим портом.

Как утверждает секретарь Министерства сообщений Литвы Арвидас Вайткус, обсуждение вопроса о возрождении ШП началось еще в 1991 году, и особенно активизировалось в 1993-м, однако тогда дальше разговоров дело не пошло. Более того, большая часть территории порта была приватизирована и арендована на 99 лет. А в утвержденном в 2000 году детальном плане Швянтойи о нем даже не упоминалось.

"ЮКОС" дал добро

О порте не упоминалось по очень простой причине. Дело в том, что, по условиям договора о приватизации (пункт 11.26) концерна Mazeikiu nafta компанией Williams International, которая стала его новым безраздельным хозяином, без согласия американцев в порту ничего нельзя было предпринимать. Такое ограничение было обусловлено тем, что помимо самого НПЗ под контроль Williams перешел и Бутингский морской терминал, чья нефтяная платформа расположена всего в нескольких километрах от Швянтойи. Строительство порта, как считали американцы, могло негативно сказаться на работе нефтяного терминала. Но самое главное, Williams, судя по всему, изначально настраивалась перепродать концерн и грандиозная затея с возрождением порта в планы компании не входила.

Это условие в 2002 году перешло по наследству к новому владельцу Mazeikiu nafta - "ЮКОСу". К тому времени у правительства Альгирдаса Бразаускаса созрело желание во что бы то ни стало восстановить порт. Власти республики обратились к хозяевам за разрешением. В отличие от американцев, "ЮКОС" увидел в этом проекте только плюсы и дал добро. Рядом со Швянтойи расположен Бутингский морской нефтетерминал, который обслуживают несколько судов (буксиры, пожарные и т.п.). Им приходится швартоваться в Клайпеде, а это значит, что в случае аварии или штормовой погоды могут возникнуть проблемы из-за удаленности. Новый порт помог бы эти проблемы решить.

Вторым важным обстоятельством, способствующим позитивному решению по ШП, стало урегулирование финансовой проблемы. Именно в финансы в основном упирались все дискуссии 1990-х годов. Тогда Литва была обременена огромными расходами, связанными со строительством Бутингского терминала, и новую стройку уже не могла потянуть.

Однако ситуация изменилась в преддверии вступления в ЕС. По словам Вайткуса, Литва может рассчитывать на солидную финансовую поддержку со стороны Брюсселя. Во-первых, этот проект по всем статьям вписывается в систему критериев Еврокомиссии для использования структурных фондов - высокая безработица в регионе, привлекательность Швянтойи в плане развития международного туризма и т.п. Во-вторых, восстановление и удлинение молов при строительстве порта позволит решить проблему миграции песков с литовского курортного побережья. Многие десятилетия песок черпается возле полуразрушенного южного мола и машинами привозится обратно на палангские пляжи. Кроме того, швянтойский проект нужен, чтобы обеспечить одну из директив Еврокомиссии, согласно которой минимальная удаленность портов друг от друга не должна превышать 50 км. Участок Клайпеда - Лиепая как раз нарушает это требование.

Цена вопроса

Концепция порта еще только разрабатывается. Однако в общих чертах она уже принята. По словам министра сообщений Зигмантаса Балчитиса, совершенно однозначно, что ШП не будет промышленным, его назначение - охрана окружающей среды, рекреация и туризм. Это означает, что порт предполагается использовать прежде всего для приема небольших круизных судов, яхт, а также рыболовных судов и катеров, обслуживающих Бутингский терминал. Согласно планам, ШП будет размещен на берегу реки Швянтойи. Вокруг него разместится инфраструктура для приема гостей - сеть ресторанов, АЗС, мотелей, службы, обеспечивающие заправку судов, и пр.

При знакомстве с материалами дискуссий вокруг ШП удивляет разброс цифр в оценках его стоимости - от 30 млн до 175 млн литов (от 12 млн до 68,5 млн долларов). Одна из причин такого разнобоя - полная неопределенность со стоимостью земли на этой территории. Дело в том, что практически вся она приватизирована и нет сомнений в том, что ее цена будет расти. Пока порту постановлением правительства передано около 8,2 га государственной земли. Предвидя спекуляции, еще в августе на заседании стратегического комитета правительства премьер Альгирдас Бразаускас попросил местное самоуправление прекратить все действия, связанные с арендой и продажей земли на этом участке. Тем не менее премьер признал, что будет много проблем и порт обойдется недешево, по последним оценкам - в 150 млн литов.

Как надеются инициаторы проекта, его реализация позволит резко увеличить занятость местного населения, а также будет способствовать развитию Паланги, восстановив традиции круизного туризма. Предполагается, что весной этого года появится специальный закон о новом порте, а в 2006-м начнутся работы по реализации проекта. По мнению Зигмантаса Балчитиса, порт примет первые суда в 2010-2011 годах.

Вильнюс