Созвучие

31 января 2005, 00:00
  Северо-Запад

Естественная, природная угрюмость, которая заставляет себя быть веселостью, - лейтнота той эпохи и творчества Ноя Троцкого

"А где тут у вас красота?" была его любимая присказка.Он останавливался у проекта своего ученика, разглядывал будущее здание вроде все функционально,конструктивно и позитивно, но как насчет красоты? Правда, красоту он понималвесьма своеобразно. Впрочем, и время,когда ему довелось проектировать и строить, было своеобразным, в том числе и почасти понимания добра, красоты и прочих основ человеческого бытия.


Ной Троцкий

Трехкомнатная квартира, в которойкроме Троцкого жили его сестра, дочка иняня Арина, бывшая горничная купцовДерновых, и впрямь напоминала кукольный дом. Распланированная самим архитектором, квартира была завешана картинами его жены, ученицы Петрова-Водкина, умершей в 1932 году от тифа. Послеее смерти Троцкий не женился и жилвдовцом воспитывающим дочку, упрямоработающим, возводящим дома.

Его верность умершей жене, Екатерине, была, по.видимому, хорошо известнаСтарый витражист, работавший вместе сНоем Троцким на строительстве Дома Советов, подарил архитектору копию витража святой Екатерины Сиенской. Художник сделал эту копию еще до революции вИталии. Витраж в квартире Троцких уцелел даже во время блокадных бомбежекОсколок снаряда только пробил отверстие в нимбе над головой ЕкатериныНою Троцкому, одному из архитекторов, принимавших участие в строительстве здания ленинградского ОГПУ на Литейном, было хорошо понятно, в какомкукольном доме он будет воспитыватьсвою Нору. Несколько его друзей былиарестованы. Ной Троцкий продолжал дружить с их семьями. За столом в присутствии дочери близкий друг, выпущенныйво время короткой бериевской оттепели, рассказывал о пытках и избиениях вздании, чей фасад вычертил Троцкий. Тот,не возражая, подвел краткий итог: Трагическая ошибка.

Большой дом

Общепризнано, что лучшее творениеТроцкого Дом Советов на Московскомпроспекте. По.моему, это не так. Лучшеетворение Ноя Троцкого фасад Большогодома на Литейном, 4. Как.то не по себестановится от такого утверждения: все жтаки пыточное заведение. Иосиф Бродский, еще не нобелевский лауреат, а только.только отбывший ссылку тунеядец, однажды неплохо на эту тему пошутилДрузья предложили ему написать короткий детский стишок на краеведческую тему, и он моментально срифмовал: Подмостом течет река, быстрая такая, на мосту стоит ЧеКа, страшная такаяЕще бы не страшная Кроме всегопрочего, в облицовке здания использовались гранитные плиты с уничтоженныхкладбищ. На выставке нет ни проекта, ниэскиза Большого дома. Засекречен, наверное. Между тем, если когда.нибудь уэтого здания и в этом здании будут проводить экскурсии, обязательно скажут, чтогод начала строительства дома 1930-й был переломным для всей страны. В томчисле и для ее архитектуры.

Официальный стиль молодой советской республики, конструктивизм, сменился знаковым стилем сталинскойсверхдержавы неоклассицизмом. Напримере этого здания и становится видно, как конструктивизм делается сталинским ампиром, как он тяжелеет и пригнетается к земле.

Конструктивизм и неоклассика

Советский конструктивизм так иостался мечтой, рывком в будущее, эскизами и макетами, зато уж неоклассицизмплотно, прочно, комодообразно расположился на предназначенной ему земле. Вгрузности, тяжеловесности, мрачностинеоклассики было ощущение измены, капитуляции. Не удалось построить самоесправедливое общество отгрохаемсверхдержаву. Штурм небес не удался расположимся на земле.Чтобы увидеть изменническую этусвязь сталинской неоклассики с советским конструктивизмом, нужно простовзглянуть на легкий, изящный и мужественный макет рабочего клуба ЛазаряХидекеля и его же кинотеатр Москва, тяжелым комодом плюхнувшийся на улицуНой Троцкий, впрочем, себе не изменялДля него, начавшего учиться на архитектурном факультете Академии художествеще до революции, ампир и неоклассицизмбыли естественны и органичны. Нельзясказать, что конструктивизм был для негосовсем уж неорганичен. Он восхищалсяМис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.Но конструктивизм Ноя Троцкого былособого свойства. Монументальный,вросший в землю, дорический какой-токонструктивизм. Троцкий никогда не переставал быть традиционалистом. Егоученики вспоминали, что второй его любимой присказкой, помимо А где тут увас красота?, была: А помните, у Винченцио Палладио (или еще у какого-нибудь классика зодчества) вот тут была арка или балкон?

Дом Советов

Этот традиционализм виден в самыхранних эскизах Троцкого, так же как и всамых поздних. Он был отличный рисовальщик и трудоголик. Из отпуска возвращался раньше времени и с кипой акварельных пейзажей. В его проектах заметно, что он просто любит рисовать. Накаждом кроме здания всенепременноизображены люди. Они монументальны,как и здания.

На одном из листов рядом с проектируемой школой изображена дама с собачкой. Ясно, что не только на дамских плечах удержится карниз, но и собачка тожене подведет. Ной Троцкий был природный, естественный монументалист. Емуне приходилось приспосабливаться к набирающему силу и дыхание большомустилю мрачной эпохи.Больше всего на выставке эскизов ипроектов Дома Советов. Оно и понятноЭто последнее здание Ноя Троцкого. Егоархитектурное завещание. Здание должно было быть построено в соответствиис Генеральным планом реконструкцииЛенинграда 1935 года, заметно отличающимся от такого же Генплана реконструкции Москвы.

Москву предполагалось перестроить иобновить, тогда как в Питере решилиоставить нетронутым историческийцентр, а центр города перенести на южную окраину; выстроить новый современный город вокруг тогда Международного, потом Сталинского, нынче Московского проспекта.

Хаотичная, росшая без плана, стихийная Москва совсем не то, что регулярный, парадный, в струнку вытянувшийсяПетербург. Эта петербургская имперскаяпарадность была именно что созвучнаэпохе. Российский имперский ампир соответствовал духу того времени. Сталинунравилось, когда его сравнивали с Петром Первым, но его стиль был стилемдругого царя Николая Первого. Николаевский классицизм, только раздутый догомерических, несусветных размеровЭто замечаешь, когда разглядываешьэскизы Дома Советов и площади передним. Здесь у центра городской властидолжны были, по мысли переносчиковцентра города, происходить демонстрации и парады. Рассматривая нарисованную Троцким арку, с удивлением узнаешь гиперболизированную арку Главного штаба. И вся площадь становится гигантской Дворцовой площадью, что неможет не производить жутковатого впечатления. Впрочем, вокруг здания не создано такого ансамбля, какой проектировал Троцкий. Он умер в 1940 после неудачной операции, когда здание еще небыло готово. На его доме по улице Желябова нет мемориальной доски. В советское время для этого были причиныПредставляете себе мемориальную доску: Здесь жил Троцкий? Поди объясняй, что это, знаете ли, не тот, а другойТроцкий. Конфуз.