Как закалялась сталь

Успех Прибалтики заслужен: симпатий русских туристов здесь добиваются осмысленной работой

Эстонские фирмы-туроператоры опровергли справедливость пословицы, гласящей, что нельзя дважды (и уж тем более трижды) войти в одну реку. В минувшие рождественские и новогодние дни ими был повторен и приумножен прошлогодний успех, когда русскую речь на узких улочках Старого Таллина можно было услышать чаще, чем эстонскую. И хотя финансовые итоги прошедших праздников будут подведены не ранее середины февраля, уже сейчас практически все владельцы гостиниц, ресторанов и увеселительных заведений эстонской столицы в один голос уверяют: практика активного "окучивания" российского туристического рынка (начало которой было положено еще два года назад) себя оправдала, и даже с лихвой, поэтому необходимо продолжать ее по нарастающей.

В немалой степени успех предопределен позицией столичной мэрии, которая полтора года назад сформулировала свою цель: "Представить Таллин жителям Петербурга и Москвы в качестве города, где можно в любое время хорошо отдохнуть". На организацию этой крупномасштабной акции накануне 2004 года из городской казны было потрачено около 250 тыс. крон, а год спустя - уже 360 тыс. крон (около 30 тыс. долларов), которые пошли на оплату презентационных мероприятий и размещение рекламы в Москве и Петербурге. Сколько вложили в рекламу туров в Таллин частные компании на российском рынке, а главное - сколько из вложенного удалось "отбить", сегодня не может сказать никто. Ясно одно: все вложения окупились.

По итогам аналогичной прошлогодней кампании, число россиян, поселившихся в гостиницах эстонской столицы, накануне нового 2003 года на 44% превысило показатель рубежа 2002 года. Такая же тенденция сохранилась и в 2004 году: практически во всех крупнейших ресторанах города в праздничные дни шли "русские" программы, причем в режиме нон-стоп. Точно установить, сколько гостей города останавливалось у родственников и знакомых, невозможно, но, по оценкам экспертов, эта цифра велика и от года к году растет.

Ведущий специалист отдела туризма Департамента предпринимательства Таллинской мэрии Ирина Свидлова, курирующая российское направление, подчеркивает, что в 2004 году, с учетом прошлогоднего опыта, было решено не ограничиваться "имиджевой" рекламой, а давать во всех проспектах и буклетах более подробную программу мероприятий, которые планировалось проводить на таллинских площадках в праздничные дни.

Одной из крупных "фишек" нынешнего новогоднего праздника стал для гостей Таллина "Средневековый бал", организованный фирмой Eventus Group в доме "Братства Черноголовых". В подготовке и проведении бала участвовали фешенебельная гостиница Schlцssle-St.Peterburg и ресторан Stenhus, расположенные в Старом городе. Гостям бала предлагался полный пакет (с проживанием в гостинице, экскурсиями по средневековым улочкам, завтраками и ужинами в ресторане) стоимостью 1,1-1,2 тыс. евро и "облегченный" вариант (только участие в костюмированном мероприятии) - всего за 300 евро. Маскарадный костюм (его наличие называлось в качестве обязательного условия) можно было заказать заранее через Интернет. По словам руководителя Eventus Group Марины Зреловой, самыми активными зрителями и участниками маскарада оказались именно россияне - сто человек (всего - примерно 170 участников).

В Департаменте туризма Литвы статистика о всплеске рождественско-новогоднего туризма отсутствует, так как отчетность имеет поквартальный цикл. Но корреспондента "Эксперта С-З" заверили, что, судя по всему, тенденция положительная.

Литовская столица готовится к праздникам основательно: горсовет примерно за полмесяца утверждает специальную программу. Например, в этом году в нее вошли мероприятия, проводимые с 23 декабря по 6 января, включая праздничные массовки, музыкальные концерты, театрализованные представления, оперные спектакли и пр. В том числе и весьма оригинальные забавы. Скажем, представление "Серебряная ночь года" с феями, ангелами и факирами, персонажами сказок Андерсена, которое прошло во дворе Музея театра кино и музыки; ночная экскурсия с факелами по Парку Европы, живая народная музыка, угощения под открытым небом; Праздник Трех Королей (6 января) в виде карнавального шествия по улицам Старого города и т.п. Цена новогоднего праздничного ужина колебалась от 40 до 150 долларов.

Новогоднее турне в Литву заманчиво еще и массовыми скидками на товары, которые достигают 70-80%. При очень качественной и разнообразной системе торговли и довольно низком, в сравнении с Ригой и Таллином (и, уж конечно, с Москвой), уровне цен новогодний туризм гарантирует удачный шопинг.

Таллин - Вильнюс