Железнодорожные реформы в Балтии набирают обороты

14 февраля 2005, 00:00
  Северо-Запад

В Латвии реформирование железных дорог только начинается, а в Эстонии власти уже стимулируют конкуренцию на этом рынке

Министр сообщения Латвии Айнар Шлесерс объявил о реструктуризации государственного железнодорожного монополиста - АО Latvijas dzelzcels (LDz). Его предполагается разделить на три компании: одна будет отвечать за инфраструктуру, второй отдадут все пассажирские перевозки (обе останутся государственными), а третья займется грузовыми перевозками (ее, как считают местные эксперты, в конце концов приватизируют). Согласно плану Шлесерса (который еще должен быть утвержден правительством), реструктуризация завершится к концу года.

Судя по всему, решение министра связано со снижением конкурентоспособности грузоперевозочного подразделения LDz. "Если продолжится политика дотирования грузовыми перевозками нерентабельных пассажирских перевозок, мы придем к кризису в сфере грузовых перевозок", - заявил Шлесерс газете "Коммерсант Baltic Daily". К тому же правила ЕС запрещают перекрестное субсидирование в перевозках. С другой стороны, выделение пассажирских перевозок в самостоятельную компанию повысит шансы получить для нее помощь от Евросоюза.

В Эстонии подобная реструктуризация (с приватизацией подвижного состава и придорожной инфраструктуры в пользу компании Eesti Raudtee, где государству принадлежит 34%) уже произошла и власти сейчас озабочены повышением эффективности отрасли. В конце января железнодорожная инспекция Эстонии объявила о решении передать более половины товаропотока (через увеличение доли в трафике) конкурирующим с Eesti Raudtee фирмам, в первую очередь AS Spacecom, Westgate Transport OЬ и AS Russian Estonian Rail Servece, которые полностью или частично принадлежат российским концернам "Балттранссервис" и "СеверстальТранс".

По мнению министра экономики и коммуникаций Андруса Ансипа, "компании Eesti Raudtee было бы выгодно вообще отказаться от товарных перевозок, поскольку она постоянно несет от них убытки, и спокойно передать их тем предприятиям, которые смогут заработать на них прибыль". Между тем эти убытки, по мнению экспертов, во многом обусловлены завышенными государственными тарифами на трафик. AS Spacecom в связи с этим даже намерен подать в суд на эстонское государство.

Таллин