Поворот на главную дорогу

В петербургском автобизнесе элементы, присущие и сложившимся рынкам, и экономикам переходного периода, пока сосуществуют. Однако изменения последних лет приближают его структуру к состоянию, характерному для развитых стран

Cравнение структуры российских и европейских рынков автомобилей и автомобильных товаров и услуг, названных для краткости автобизнесом, показывает, что во многих его секторах пока сосуществуют типичные для современной рыночной экономики решения - автоцентры, мойки, паркинги - и элементы, характерные для переходного периода, - магазины запчастей, авторынки и разборки. Анализ динамики развития отечественного автобизнеса в Санкт-Петербурге за последние годы свидетельствует о постепенной цивилизации рынков. Все говорит о том, что уже близка точка перехода от экстенсивного развития - простого расширения всех секторов - к структурным изменениям и ликвидации неэффективных форм бизнеса.

Мониторинг рынка

В течение последних нескольких лет автор этой статьи ведет мониторинг фирм и организаций Санкт-Петербурга, связанных с автомобильным бизнесом. С 1996 года непрерывно обновляется специализированный электронный справочник (на конец 2004 года в нем содержалась информация о 3193 петербургских компаниях). Предлагаемая база данных (как и любая другая) в каждый момент времени не является абсолютно актуальной и достоверной, но вполне представительна и может рассматриваться как репрезентативная выборка, отражающая основные тенденции в автобизнесе города на Неве.

Связанные с автобизнесом секторы экономики, за исключением производства автомобилей, включают в себя достаточно распределенные рынки с большим числом игроков. На таких рынках рост количества компаний в каком-либо сегменте (и соответствующее увеличение процентной доли) является признаком неудовлетворенного спроса и привлекательности данного сектора для предпринимателей. Сокращение числа компаний (и процентной доли) свидетельствует о трансформации этого вида бизнеса: происходит изменение бизнес-технологий, укрупнение оставшихся игроков. Характер изменений уточняется путем анализа специфики бизнеса: наличие оптового звена, тип компании (СТО, автосалон, магазин и т.д.), специализация на конкретных марках автомобилей. Поэтому структура автобизнеса описывается в виде процентных долей от общего числа компаний, занятых определенным видом бизнеса, с учетом специализации.

Выборка из базы данных осуществлялась раз в год по постоянной системе запросов и классификатору, что и позволяет анализировать динамику изменений. Сводные данные по числу компаний в структуре автобизнеса Санкт-Петербурга за два предыдущих года приведены в таблице. Сумма процентных долей больше 100, так как многие компании не только имеют несколько специализаций, но и занимаются несколькими видами бизнеса. Сумму процентных долей можно рассматривать в качестве косвенной характеристики уровня специализации.

Данные 2004 года свидетельствуют, что общее число компаний за год увеличилось на 243 (8,2%), что в среднем соответствует темпам автомобилизации. По сравнению с 2003 годом большинство видов бизнеса демонстрируют завидную стабильность, процентная доля рыночных агентов, оперирующих в каждом сегменте, почти не меняется. И эта стабильность структуры сохраняется на протяжении нескольких лет. Однако каждый год в динамике некоторых видов бизнеса можно заметить интересные особенности.

Продавцов просеют

Санкт-Петербург никогда не был центром автомобильной промышленности, хотя доля производства в общей структуре автобизнеса демонстрирует устойчивый рост, особенно начиная с 1999 года (после дефолта 1998-го автомобильный импорт стал непомерно дорог). Сегодня, с учетом Ленинградской области, в регионе, пусть в ограниченных объемах, но выпускаются практически все виды автотранспортной техники. Имеющиеся производства и проекты создания новых должны инициировать расширение производства комплектующих, что обеспечит петербургскому автопрому дальнейший рост.

В 2004 году доля продавцов легковых иномарок впервые превысила число продавцов отечественных легковых автомобилей. Бум продаж новых иномарок не остался незамеченным и во многом был обеспечен вводом в строй новых дилерских автоцентров и формированием "дилерских деревень". В целом прошедшие два года можно смело назвать годами фирменных автоцентров, которых в Петербурге появилось около 30. Характерно, что дилеры Ford открыли за это время сразу три автоцентра, что явно связано с работой сборочного завода во Всеволожске.

В результате опережающего роста доли продавцов легковых иномарок и строительства новых автоцентров выросла общая сумма процентных долей, которая отражает средний уровень специализации фирм. Благодаря комплексному характеру услуг автоцентров увеличилась доля продавцов запчастей для иномарок и специализированных автосервисов.

Стабильность процентной доли компаний не всегда является свидетельством застоя. Конкурентные секторы, в частности, связанные с продажей легковых автомобилей, начинают расти в "глубину", улучшая качество обслуживания клиентов. Вместо открытых торговых площадок строятся теплые ангары, вместо коллективных автостоянок - многоэтажные паркинги, вместо пары гаражных боксов - сервисный центр. При этом компании, которые не могут обеспечить более качественное обслуживание, теряют свои позиции.

Из 16 дилеров ОАО "АВТОВАЗ", которые были представлены в Санкт-Петербурге в 2004-м, в нынешнем году авторизовано только 12.

Генеральный директор компании "Питер-Лада" Владислав Рыдаев так прокомментировал принятые решения: "Мы ясно видим те приоритеты, которые диктует нам нынешний покупатель. Люди не хотят покупать неподготовленные автомобили, не хотят покупать в некомфортных условиях, с открытых площадок. Да и в целом люди сегодня не желают приобретать то, что им может принести головную боль вместо удовольствия".

Не менее строги к своим партнерам иностранные производители. Осенью прошлого года поменял петербургских дилеров Peugeot. Директор филиала "Пежо Рус Авто" Стефан Ле Гевель, представляя новых партнеров, которыми стали компании "Авто Премиум" и "Конкорд", объяснил, что старые дилеры не соответствовали требованиям Peugeot - из-за низкого качества работы и отсутствия планов развития.

Запчасти - в сервис

Увеличение доли предприятий, торгующих запчастями и принадлежностями, связано с развитием оптового звена - там рост доходит до 7%. Этот прирост обеспечили прежде всего российские производители комплектующих, наконец-то занявшиеся развитием своих сбытовых сетей.

Оживление на рынке грузовых перевозок не привело к увеличению количества продавцов грузовых автомобилей и сервисных центров. В этом сегменте сейчас происходит консолидация дилерских сетей. Зато увеличилось число компаний, предлагающих запасные части для грузовиков, особенно импортных. Связано это с массовым ввозом подержанных импортных грузовых автомобилей, которые требуют частого ремонта и большого количества запасных частей, а на дилерский сервис их владельцы рассчитывать не могут по экономическим причинам.

Характерной особенностью 2004 года является ускоренное развитие сетей автомагазинов, которых сегодня уже около 60. Они постепенно приходят на смену мелким независимым продавцам, занимая их торговые точки. При этом качество обслуживания потребителей, как правило, повышается. Например, запчасти для иномарок теперь в основном предлагаются не на заказ, а с прилавка или со склада, иногда даже с непосредственной доставкой потребителю.

В то же время общее число автомагазинов по продаже запчастей не увеличилось. Андрей Сенденков, директор ООО "Рио-Авто", оптового поставщика запчастей для иномарок, так прокомментировал ситуацию: "Времена автомагазинов проходят. Теперь все определяет сервис, он дает гарантию и поэтому обеспечивает своих клиентов запчастями от проверенных поставщиков. СТО ждут и уже получают от поставщиков услуги по снабжению и доставке запчастей". Коммерческий директор ООО "Питер Плюс" Дмитрий Цуранов еще более конкретен: "В Москве сейчас - а у нас это будет года через три - клиента обеспечивают запчастями даже на неавторизованных СТО. Практически на всех московских автосервисах уже работают менеджеры по снабжению клиентов запчастями, а склады оптовиков переориентируются с обслуживания магазинов на сервисы".

Похоже, что в вопросах снабжения запасными частями и принадлежностями автобизнес нашел главную дорогу и вслед за клиентом переносит акцент на работу с автосервисом.

Все будет как должно

Структура российского автобизнеса в целом, и петербургского в частности, пока далека от европейской. Многочисленные магазины по продаже запчастей будут существовать до тех пор, пока российские владельцы автомобилей предпочитают ремонтировать их самостоятельно. Однако отмеченные выше тенденции свидетельствуют о постепенной смене потребительских предпочтений, что, безусловно, скажется на структуре автобизнеса, который в дальнейшем приобретет вид, характерный для современной рыночной экономики.

В каждом сегменте автобизнеса изменения происходят с разной скоростью. Если о начале строительства очередного дилерского автоцентра для легковых автомобилей сообщается едва ли не каждую неделю, то строящиеся сервисные центры по обслуживанию грузовиков буквально наперечет. Не зря изготовители самых массовых импортных тягачей - Volvo и Scania - объявили о планах строительства собственных автоцентров, а КАМАЗ собирается строить их совместно со своим дилером компанией "Автоимпорт".

Пока говорить о конкретных сроках ликвидации автомагазинов и авторынков преждевременно. Тем не менее крупные, по меркам автобизнеса, компании уже могут сделать свой выбор и вкладывать деньги в проекты, которые имеют будущее.

Санкт-Петербург