Ничего не меняя

14 февраля 2005, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Одной из серьезнейших проблем российского общества, а вместе с ним и государственной власти, является неадекватное восприятие той роли, которую, учитывая ее нынешний экономический потенциал, может играть Россия на мировой арене. Несмотря на перипетии последних лет, наши сограждане как бы продолжали жить в СССР: пускай мы без порток, зато все нас боятся. Идя на поводу у общественного мнения, власть своими действиями пытается соответствовать этому запросу общества, показывая, например, рвение в борьбе за нерушимость границ.

Вот и проблемы Калининградской области всегда пытаются рассматривать через ту же призму. Вспомним, как решался вопрос литовского транзита: сменяя друг друга на телеэкране, наши политики "патриотического" направления грустили об участи рядовых калининградцев, которых агрессивные прибалты и бессердечный ЕС пытаются лишить возможности ездить без визы в Большую Россию. На поверку оказалось, что вопрос транзита мало связан с нуждами простых калининградцев (и решается он достаточно легко), а все дело упиралось в возможность переброски войск в этот российский анклав.

Схожий подход демонстрируется и по отношению к экономическому развитию области. Не политическая элита задает курс на изменения, а консервативные общественные настроения определяют действия, вернее - бездействие, власти. Многолетние попытки заложить основы стабильного экономического развития Калининграда сводятся к тому, чтобы все там оставалось по-прежнему (этого желают калининградцы). Признавая пагубность для России, и прежде всего для самого анклава, сложившейся ситуации, когда территория превратилась в дыру на таможенной границе, власти боятся что-либо менять. В результате новые решения по ОЭЗ только подчеркивают отсутствие реальных планов по развитию области. Но свято место пусто не бывает. Если у тебя нет своих планов - за тебя их сформирует кто-то другой, и не факт, что они тебе понравятся. Так вот все и происходит.

Основные положения проекта нового закона "Об ОЭЗ в Калининградской области"

(Версия Минэкономразвития, декабрь 2004 года)

Система управления ОЭЗ: высший управляющий - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган власти; оперативное управление - специальный административно-территориальный орган, назначаемый правительством РФ "по согласованию с высшим должностным лицом Калининградской области".

Статус нового участника ОЭЗ: предоставляется вновь регистрирующимся компаниям с инвестициями не менее 5 млн долларов за первые три года деятельности в любые сектора экономики, кроме ТЭК, торговли и операций с ценными бумагами.

Налоговые льготы: новые участники ОЭЗ освобождаются в первые 6 лет от налога на имущество и от налога на прибыль, а в последующие 6 лет платят налог на прибыль наполовину; нынешние участники ОЭЗ налоговых льгот не имеют.

Таможенные льготы: нынешние участники ОЭЗ пользуются прежним набором льгот в течение десятилетнего переходного периода; новые участники ОЭЗ лишены ключевых льгот из этого набора (при импорте потребительских товаров и при поставках товаров на российские рынки).

Срок действия ОЭЗ: 25 лет. Прекращение действия ОЭЗ - только с принятием соответствующего федерального закона, который может вступить в силу лишь через год после его одобрения.