Широкий канал

Петербургский рынок ADSL-доступа в Интернет вступает в фазу роста. Но в долгосрочной перспективе его развитие все так же будет зависеть от политики традиционных операторов связи

По разным оценкам, в Петербурге насчитывается от 700 тыс. до миллиона домашних пользователей Интернета. Однако выделенный канал для доступа к сети имеют лишь очень немногие. Подавляющее большинство абонентов получают доступ на основе коммутируемого доступа (dial-up).

Другая ситуация сложилась в Москве. Там уже давно увеличивался спрос на "широкие" каналы связи для домашнего использования, но он удовлетворялся в основном за счет распространения домовых сетей, зачастую организованных компанией живущих по соседству студентов. Альтернативой была услуга " Точка.Ру", в рамках которой компания " МТУ-Интел" предлагала доступ к Интернету через ADSL-подключение. Эта услуга пользовалась ограниченной популярностью, но в 2003 году компания буквально взорвала рынок, предложив новый вариант ADSL-сервиса под маркой " Стрим". Благодаря предельно жесткой ценовой политике число домашних ADSL-подключений стало стремительно расти и к концу 2004 года количество абонентов "Стрим" превысило 100 тыс. В целом по Москве выделенный канал выхода в Интернет имеют более 200 тыс. домохозяйств.

В Петербурге с помощью ADSL подключаются немногие. По оценке генерального директора компании "Вэб Плас" Андрея Ширенко, всего в городе выделенными линиями пользуются около 15 тыс. частных пользователей, и только половина из них выходит в Интернет по ADSL-каналу. Конечно, московский рынок интернет-доступа, по экспертным оценкам, больше петербургского примерно в три раза. Однако даже с учетом этого обстоятельства разрыв в развитии широкополосного доступа в двух столицах впечатляет.

Доступ к телу

Основной провайдер ADSL в Петербурге (и второй по величине в России) - компания "Вэб Плас". "Вэб Плас" (дочернее предприятие холдинга "Телекоминвест") обладает эксклюзивным правом размещать свое ADSL-оборудование на инфраструктуре государственного оператора "Северо-Западный Телеком" (СЗТ). Такая ситуация сложилась исторически, благодаря тесному взаимодействию "питерских связистов" из "Телекоминвеста" и "Связьинвеста". Сам СЗТ, кстати, тоже участник ADSL-рынка. По словам генерального директора компании Владимира Акулича, пока "Петербургская телефонная сеть" (филиал СЗТ) подключает клиентов к ADSL-сети в небольших объемах, чтобы не отставать от развития технологии. Однако в СЗТ планируют выводить на рынок собственный "коробочный" ADSL-продукт.

Позиции других провайдеров на порядок слабее. Компания "Голден Телеком" начала предоставлять такие услуги в 2001 году, используя при этом ADSL-оборудование и интернет-каналы "Вэб Пласа" (подключение производится под маркой "Россия Он-Лайн"). Несколько позже на рынке появился третий оператор - "ПетерСтар", который успешно работает на Васильевском острове (услуга "ADSL-Комфорт"), но за его пределами имеет лишь несколько ADSL-узлов.

Понятно, что неравный доступ к кабельной инфраструктуре затрудняет выход на рынок альтернативных операторов, появление которых могло бы стимулировать падение цен и дальнейшее повышение спроса. Хотя "Вэб Плас" предлагает свои услуги ADSL-доступа к перепродаже под марками других операторов, пока этим предложением никто, кроме "Голден Телекома", не воспользовался. Заключить контракт пытались несколько компаний, в том числе "Ситилайн" и "Петерлинк", но ни одна из этих сделок не состоялась.

Провайдеры считают, что сотрудничество невыгодно из-за выставленных руководством "Вэб Пласа" финансовых условий: компания, по их мнению, завышает цены. Андрей Ширенко объясняет, что потенциальные партнеры не готовы к активному развитию клиентской базы: "Операторы, с которыми мы общались, не хотели бы делать это в массовых масштабах. Мы спрашиваем: сколько клиентов вы хотите привлекать за месяц? Нам говорят: примерно десять абонентов. А это слишком низкие темпы роста, которые с трудом окупят даже затраты на подключение к нашим ADSL-каналам".

Правила успеха

Конечно, отсутствие на рынке реальной конкуренции - серьезный недостаток. Но сам по себе этот факт не объясняет вялость петербургского ADSL-рынка. Вспомним московский опыт: компания "МТУ-Интел", практически безальтернативный игрок на рынке массовых ADSL-услуг, имеет монопольный доступ к каналам связи МГТС. Однако эти монопольные позиции и позволили ей быстро вывести на рынок услугу "Стрим", добиться взрывного роста подключений, что стало возможным благодаря гибкой ценовой политике.

В мировой практике сложилось правило: бум широкополосных подключений начинается после того, как на рынок выводятся безлимитные тарифы по низкой цене. Следовательно, важнейшим средством борьбы за потребителя в сложившейся ситуации является именно снижение цен. Как говорит директор отдела телематических услуг компании "ПетерСтар" Петр Акульшин, по опыту провайдеров связи известно, что существуют два важных ценовых порога, преодоление которых дает заметный прирост числа пользователей (для безлимитных тарифов эти пороги определяются размером абонентской платы). Первый соответствует примерно 40 долларам в месяц, и он в Петербурге успешно преодолен: 33 доллара на безлимитном тарифе у "Вэб Пласа" и 39 - у "ПетерСтара".

Петр Акульшин считает, что уже при таком уровне цен число петербуржцев, заинтересованных в ADSL-подключении, должно измеряться десятками тысяч. Но по-настоящему массовой услуга доступа становится, когда операторам удается преодолеть второй ценовой порог на уровне 15 долларов в месяц. С приближением к этому порогу как раз и связан успех "Стрима" в Москве, где минимальная абонентская плата на безлимитный тариф составляет 20-25 долларов, в зависимости от скорости подключения.

Ценовой пробел

Между тем петербургская ситуация выглядит странно. Платежеспособность петербуржцев ниже, чем у москвичей, однако расценки на ADSL-доступ здесь значительно выше. Что еще важнее, довольно высока плата за подключение: у "Вэб Пласа" она составляет более 200 долларов (с учетом стоимости оборудования), у "ПетерСтара" - около 100 долларов. Между тем подключиться за 50 долларов можно не только в Москве, но и, к примеру, в Пскове, где ADSL-доступом занимается местный филиал СЗТ. По мнению ведущего аналитика IKS-Consulting Татьяны Толмачевой, "высокая цена подключения создает для потребителей серьезный психологический барьер. В идеале пользователь должен платить при подключении лишь за оборудование, оператор же будет возмещать свои потери за счет абонентской платы и роста клиентской базы. Это весьма распространенная на Западе практика".

Однако до недавнего времени петербургские операторы не относили снижение цен к своим первоочередным задачам. К примеру, "Вэб Плас" делает ставку на развитие сетевого контента, требующего более высокой пропускной способности, чем может обеспечить dial-up. В связи с этим на рынок выводится онлайновая игра "Пентакор" и запускаются другие, пока не анонсированные проекты. "Сейчас нет таких массовых специализированных приложений, чтобы человек мог говорить: мне нужен широкополосный доступ в Интернет. Основные потребности потребителя - электронная почта, новости, поиск информации. Нельзя сказать, что этот фактор сдерживает спрос на ADSL-подключения, но уж во всяком случае не стимулирует его", - утверждает Андрей Ширенко.

Впрочем, фиксация цен на все еще неприемлемом для массового потребителя уровне может быть частью вполне рациональной стратегии. "Мы не хотели бы, чтобы к нам выстроилась очередь из 70 тыс. неудовлетворенных абонентов", - говорит Ширенко, намекая на трудности, с которыми столкнулись в "МТУ-Интел", когда офисы компании переполнили потенциальные клиенты, а колоссально возросшая нагрузка на сеть стала приводить к ухудшению связи.

Домашний конкурент

С другой стороны, надо понимать, что петербургский рынок в действительности более монополизирован, чем московский. На момент, когда "Стрим" был анонсирован, число пользователей домовых сетей в Москве приближалось к сотне тысяч. Операторы этих сетей представляли и представляют очень серьезную альтернативу ADSL-доступу, даже несмотря на то, что значительная часть абонентов была недовольна ценами и качеством связи. Выход "Стрима" на рынок заставил операторов домашних сетей пересмотреть тарифы, повысить скорость доступа и качество обслуживания. Клиенты этих операторов составляют львиную долю целевой аудитории "МТУ-Интел", и у компании нет иного выхода, кроме как постоянно снижать цены.

В Петербурге же домовые сети развиты довольно слабо - к ним подключено менее 10 тыс. пользователей. Конечно, и это в масштабах городского рынка не так уж мало. Как считает Андрей Ширенко, "в принципе, операторы домовых сетей способны составить довольно серьезную конкуренцию, особенно если они обеспечивают покрытие целых микрорайонов". Но все-таки считать питерские домовые сети реальной массовой альтернативой ADSL нельзя. А это значит, что серьезных стимулов снижать цены на ADSL-подключения "здесь и сейчас" нет - можно немного выждать.

Конечно, дело не только в слабой конкуренции. Петербургские пользователи домашних сетей не представляют серьезного интереса для провайдеров ADSL. Один только "Вэб Плас" намерен до конца 2005 года подключить как минимум 15 тыс. новых абонентов. Предположим, что эти планы осуществятся. Тогда, даже если половина клиентов домовых сетей перебежит к ADSL-операторам (что, кстати, не очень вероятно), основная база роста будет иметь другие источники. По словам Татьяны Толмачевой, "первыми на ADSL переходят не клиенты домашних сетей, а абоненты с высоким среднемесячным счетом, которые пользуются коммутируемым доступом. И получается, что провайдер отнимает выгодных клиентов у самого себя, просто переводит их из одной категории в другую". Но так или иначе слабость операторов домашних сетей пока объективно сдерживает рост рынка ADSL-подключений.

Рост будет

Конечно, рано или поздно цены на ADSL-доступ все равно упадут до уровня московских или даже ниже. Произойдет ли это уже сейчас или спустя год, важно лишь с точки зрения темпов роста. Общая же тенденция наметилась вполне отчетливо. "К концу года, по нашим оценкам, в Петербурге должно быть около 30 тыс. пользователей ADSL. Сегодня это только "ранние последователи", которые хотят опробовать новую услугу. Обнадеживает, однако, то, что в Москве этот рынок уже сложился, хотя и для Москвы 100 тыс. абонентов "Стрима" - это не так уж много в общей массе пользователей Интернета", - говорит Андрей Ширенко.

Прошлый год показал, что "Вэб Плас" постепенно берет на вооружение приемы, позволившие "Стриму" выбиться в лидеры. В 2004 году компания дважды (в апреле и ноябре) объявляла акцию "33 доллара за свободу", предлагая безлимитный тариф на довольно привлекательных условиях: 33 "условные единицы" в месяц при средней скорости доступа до 100 кбит/с. На время акции клиентам полагалась 50-процентная скидка от стоимости подключения. Такая стратегия продемонстрировала впечатляющий результат: если за все предыдущие годы "Вэб Пласу" удалось привлечь лишь около тысячи частных пользователей ADSL, то за четыре месяца акций эта клиентская база выросла на целых 4 тыс.

Петр Акульшин более осторожен в оценках перспектив рынка. Он считает, что "в течение 2005 года число частных пользователей ADSL в Петербурге вырастет как минимум на 50%. То, что происходило в Москве в последние два года, и есть наше будущее в ближайшей перспективе". Впрочем, и эти цифры выглядят не так уж плохо.

Традиционный тормоз

Основная же интрига будет заключаться в том, появятся ли у ADSL-доступа альтернативы. Стоит ожидать, что интернет-провайдеры, которые не смогли реализовать стратегию на рынке ADSL-доступа, будут постепенно переключаться на организацию домашних сетей. И это на самом деле продуктивно. Во-первых, за счет консолидации "сетевых" операторов значительная часть рынка выйдет из тени и станет более прозрачной. Во-вторых, появится та самая конкуренция, которой рынку широкополосного доступа так не хватает.

Однако существует одна проблема, которую ни снижением цен, ни развитием домашних сетей не решить. Действия традиционных операторов, обладающих монополией на инфраструктуру, остаются непрозрачными. Сами же эти операторы пока не заинтересованы в популяризации ADSL-подключений и, как следствие, в привлечении альтернативных провайдеров. Эксклюзивный доступ одного провайдера к инфраструктуре - это сдерживающий фактор для развития ADSL-доступа в целом по стране. ""Медные" ресурсы, на которых строится инфраструктура ADSL, ограниченны. Чтобы новый оператор смог войти на этот рынок, нужны колоссальные затраты, которые к тому же могут ничего не дать", - отмечает Татьяна Толмачева.

Все это означает, что политика "Северо-Западного Телекома" и других межрегиональных компаний "Связьинвеста" является источником неопределенности для участников рынка. По мнению ряда аналитиков, в 2006 году руководство "Связьинвеста" должно определиться с единой стратегией в области ADSL. И если связисты сочтут это направление перспективным, то все достижения и наработки региональных ADSL-операторов могут оказаться под вопросом.

Санкт-Петербург