Тосканского вина комедия dell'arte

Во взбалмошном театре итальянского виноделия на фоне посредственной массовки блещут подлинные звезды

С точки зрения виноделия Италия - пожалуй, самая непредсказуемая страна. Огромное количество фантастических вин, теснящих в рейтингах винных журналов Великие замки Бордо, и в то же время нескончаемый поток... На самом деле трудно подобрать верное определение этому явлению, поскольку речь идет о "легитимной фальсификации". Итальянское законодательство достаточно мягкое, по сравнению с французским, и дозволяет виноделам, производящим вина высших категорий, не слишком заботиться о качестве. Многие пользуются этим - наиболее показательна в этом контексте ситуация с тосканским кьянти, а также с сортовыми винами из северо-восточных регионов.

Блеск и нищета

Ситуация осложняется тем, что классификация итальянских вин составлялась под сильным влиянием различных политических лобби, которые не допустили на высшие позиции немало достойных винодельческих коммун. Кроме того, в Италии очень широкое распространение получили французские сорта винограда, но вина, произведенные из них, по закону не могут быть удостоены высшей категории. Что, в общем-то, абсолютно справедливо: будучи продуктом национальной традиции, вино помимо достоверности географической должно обладать и уникальной исторической достоверностью. В то же время очень многие достойные производители, исходя из требований рынка и моды, ориентированной на "французский стиль", сделали ставку на французские сорта винограда и сильно преуспели. По классификации вина из "неродных сортов" имеют право записаться в категорию региональных (IGT), то есть представляют, с формальной точки зрения, нечто среднее между столовым вином и винами высших категорий (DOC и DOCG).

Тосканцы, идущие всегда впереди Италии всей, назвали такие вина супертосканскими - дабы подчеркнуть, что они ничем не уступают исконно-посконным винам Тосканы высших категорий. Проблема в том, что в категории региональных вин разброс в качестве представляется еще более ужасающим, чем среди престижных наименований.

Наиболее плачевно дело обстоит с Мерло - слава Chвteau Pйtrus не дает покоя виноделам всего мира, и Мерло сегодня делают все кому не лень. Этот сорт винограда довольно стойко переносит погодные удары, но в руках нерадивого производителя из него получаются вина водянистые и плоские. Среди всех псевдо-Мерло наиболее жалкое впечатление производит, конечно, итальянское: помимо примитивной структуры, оно имеет неприятный травянистый привкус. Вместе с тем - вот парадокс! - именно в Италии сегодня можно найти самые интересные Мерло.

В поисках сокровищ

Где искать? Покупаем билет на самолет до Флоренции, там арендуем автомобиль и - на просторы утопающих в виноградниках и оливах холмов, искать умиротворение в пейзажах и живительные силы в тосканских винах. К сожалению, дни, когда в Тоскане можно было недорого купить пришедшую в упадок виллу, с тем чтобы затем привести ее в порядок, безвозвратно ушли. Многие поместья уже отреставрированы на уровне мировых стандартов, на соответствующем же уровне установлены цены на них. Но туристы, приезжающие сюда на время, вряд ли найдут повод для жалоб: мест, где можно поселиться, множество и уровень сервиса отличный.

Нагулявшись по Понте Веккио во Флоренции, нужно без особых промедлений отправляться в долину Греве, в замок Виккьомаджо (Castello Vicchiomaggio), дабы отведать там лучший в мире Кьянти Vicchiomaggio La Prima Chianti Classico, который делает владелец замка Джон Матта. После чего можно с чистой совестью рулить к побережью на юго-восток - в поисках Виллы Сокровищ (Villa Il Tesoro). Она расположена в недавно восстановленной во всей своей былой красоте деревушке XVII века - вот где вас ожидает подлинная Тоскана со всеми своими сокровищами: и уникальные сельские пейзажи с оливковыми рощами, и настоящая тосканская кухня, и роскошный отель с бассейном и полями для гольфа и тенниса, и наконец само морское побережье - отсюда открывается великолепный вид на остров Эльба, куда можно отправиться в путешествие на лодке из соседней деревни Пиомбино...

Практически все побережье Тосканы в этих местах является заповедником дикой природы, где на уединенных песчаных пляжах селятся экзотические птицы, где множество уютных бухточек и хвойные леса. Villa Il Tesoro - идеальное пристанище для странников, ищущих покоя. Оно не предназначено для неистовых туристов, стремящихся посмотреть все, что только можно. Напротив, это Мекка для тех, кто хочет замедлить темп странствия, полной грудью вдохнуть свежий воздух, побродить по пустынным деревушкам (где, возможно, никто не говорит по-английски), сыграть 18 лунок в знаменитом гольф-клубе Punta Ala, побездельничать за изысканным обедом и узнать ту Италию, которая открывается только истинным ценителям.

Но главное - это вино. На Вилле Сокровищ делают, пожалуй, лучшее в Италии Мерло - Il Tesoro Merlot Maremma. Прозрачное, ярко-рубинового цвета, сочетающее в своем аромате теплые южные ноты спелой сливы и специй. Округлое, приятное на вкус, с тонами клюквы, горькой увядшей вишни, легким оттенком свежей мяты и черного обжаренного кофе. А в послевкусии горько-сладкие вишневые ноты переливаются выразительными плотными танинами, дарящими ощущение завершенности, полноты... Изысканное, умиротворяющее вино - в нем отражается вся нежность тосканской земли!

Белая земля

Terrabianca - "Белая земля" - так называется знаменитая винодельня, которой и принадлежит поместье Il Tesoro. Но находится эта "земля" несколько в другом месте - неподалеку от Сиены, в городишке Радда (300 м над уровнем моря). Основал ее заезжий швейцарец Роберто Гулденер. Впрочем, его дед и бабушка по материнской линии родом из Венеции... Прежде чем удариться в виноделие, Роберто Гулденер занимался модой - владел бутиком в Цюрихе. Потом в одночасье все бросил и с семьей переселился в Тоскану. Свой первый виноградник он купил именно в коммуне Радда, в самом сердце региона Кьянти Классико. Поначалу его команда состояла из трех человек - он сам, винодел Витторио Фиоре, с которым Роберто днями и ночами колдовал в погребах, и один помощник на винограднике. Сегодня в Terrabianca работает уже 38 человек, поместье насчитывает 123 га, плюс 20 га виноградников Castello di Cerreto, взятых в аренду, а также поместье Il Tesoro. И мировая слава, прежде всего в США: вино Terrabianca Campaccio (Террабьянка Кампаччо) - определенно одно из самых любимых и популярных итальянских вин.

Что можно сказать об этом вине, кроме того, что оно абсолютно гениально? Terrabianca Campaccio представляет собой купаж (50 на 50) Каберне Совиньон и Санджовезе и является наилучшим образцом супертосканских вин. Та же прозрачность и такой же яркий рубиновый цвет, что и у Il Tesoro. Но в аромате вас поджидает без преувеличения колдовская и удивительно сложная палитра нот белых грибов, роз, темной вишни, ванили и кедра. Во вкусе же - экзотическое сочетание тонов сладкой вяленой вишни, мяты, табака и земли (той самой - богатой мелом и оттого действительно белой). Это тягучее, со сложной "зернистой" структурой вино пьется на удивление легко и оставляет исключительно длительное послевкусие с утонченными танинами - для столь богатого на вкус итальянского вина оно демонстрирует редкую уравновешенность. Поистине в нем можно найти и пряный, заливистый смех интеллектуала Арлекино, и печальную поэтическую улыбку Пьеро.

Вообще, в Terrabianca культивируется разнообразие сортов винограда - помимо упомянутого Каберне Совиньон и "автохтонного" Санджовезе, из которого Гулденер, к слову сказать, делает великолепный Кьянти (щедрый, но в то же время строгий, даже немного суховатый - с характером), в бой идут также тосканский Треббиано, Мерло, Мальвазия и Шардоне. Все они хороши тем, что, выражая самую суть тосканского вкуса, одновременно несут на себе печать международного мастера, что делает их абсолютно современными - качество, которое, как уже говорилось, далеко не всегда можно встретить у итальянских вин.

Под конец хочется лишь привести слова самого Роберто Гулденера: "Вино, как и мода, - это произведение искусства, и их объединяет также то, что они выражают образ времени. И вину, и моде свойственна непрерывная эволюция - сегодняшнее вино непохоже на вчерашнее, а завтрашнее будет отличаться от того, что уже разлито в бокалы. И я нахожу в этой постоянной переменчивости особое очарование - бесконечное преображение, ежедневно меняющее мою жизнь".