Владимир Гельман, политолог, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге:
- Большинство обозревателей, анализирующих отмену всеобщих выборов глав исполнительной власти регионов России, связывают эти шаги с планами нынешней правящей группировки на федеральном уровне остаться у власти после 2008 года. Однако если рассматривать последствия этого шага для регионов как таковых, то можно говорить о двух противоречивых тенденциях.
Во-первых, позиции регионов, и так уже ослабленные центром в ходе первого срока президентского срока Владимира Путина, станут еще слабее. Во всяком случае федеральные власти будут гораздо меньше считаться с назначенными губернаторами, а федеральные финансово-промышленные группы (ФПГ) получат дополнительный рычаг для лоббирования своих интересов в процессе назначения глав регионов. Во-вторых, губернаторы окажутся в известной мере зависимыми от легислатур, у которых появятся новые ресурсы влияния, что связано не только с утверждением в должности кремлевских назначенцев, но и с реформой регионального законодательства. В частности, именно за региональными легислатурами остается последнее слово при принятии новых конституций и уставов регионов.
Теоретически такое развитие событий могло бы повлечь за собой усиление влияния общероссийской "партии власти" в лице "Единой России" (ЕР) на политические процессы в регионах. Однако осуществленная ранее реформа региональных избирательных систем делает этот вариант маловероятным. Сверхбольшинство "партии власти", подобное нынешней Государственной Думе, в региональных легислатурах возникало лишь там, где местные отделения ЕР были полностью подконтрольны губернатору, а не наоборот. К тому же сегодня популярность "единороссов" падает, и далеко не факт, что они сохранят статус "партии власти" до следующих думских выборов. Скорее следует ожидать иного: более фрагментированные региональные легислатуры станут ареной новых конфликтов и коалиций различных заинтересованных групп. Трудно сказать, в какой мере эти факторы окажут воздействие на политические режимы в конкретных регионах. Можно утверждать, что там, где по тем или иным причинам доминирующий актор (в лице губернатора или общефедеральной ФПГ) ранее не появился, весьма вероятны передел сфер влияния и неопределенность. Но вполне возможно, что именно в этом и заинтересован федеральный центр