Вместо информации - конкурс красоты

Отчетность о деятельности ОАО "РЖД" изобилует пробелами и далека от лучших образцов аналогичных компаний за рубежом

В России идет реформа управления железнодорожным транспортом. По замыслам ее идеологов, преобразования должны обеспечить повышение эффективности работы железной дороги. Но судить о том, как идут реформы, что получает страна от их реализации, непросто: информации о деятельности ОАО "РЖД" явно недостаточно, его финансовая отчетность изобилует пробелами. В этом материале мы попытались сравнить финансовую отчетность "РЖД" и двух ведущих американских железных дорог. Сравнение не совсем корректно, но тем не менее.

А все ли мы знаем?

В Северной Америке - в США и Канаде - действует большое количество железнодорожных компаний-операторов. Однако фактически рынок перевозок разделен между шестью крупными компаниями, объем реализации каждой из которых превышает миллиард долларов. Это Norfolk Southern, BNSF, Canadian Pacific Railway, Union Pacific, CSX, Canadian National.

Полная информация о деятельности всех железнодорожных компаний США размещена в свободном доступе на их сайтах, например //www.up.com или //www.csx.com. Узнать о собственно коммерческой деятельности ОАО "РЖД" можно по адресу www.rzd.ru, но не в таком объеме, как на сайтах американских железных дорог. При этом отчеты об итогах конкурсов красоты среди проводниц поездов и объемах перевозок обездоленных детишек на южные курорты - в изобилии; информация, конечно, важная, но для потенциального делового партнера дороги совершенно бесполезная.

Американские железнодорожники сообщили своим акционерам и инвесторам о результатах 2004 года в конце января. Аудированная отчетность появится на их сайтах к середине года. Результаты работы "РЖД" публикуются в гораздо более скромном объеме. На сегодняшний момент доступна отчетность по МСФО за полгода 2004-го и по РСБУ за 9 месяцев 2004 года.

В информации для открытого доступа ОАО "РЖД" считает денежные потоки в сумме от всей деятельности, отчетность по грузовым и пассажирским операциям разделяет. Данные о денежном потоке от непрофильной деятельности (социальное обслуживание сотрудников, содержание различных объектов и целых городков, инвестиции в непрофильные активы) найти в открытых источниках невозможно. Если какая-либо информация и появляется, то она остается оценочной и подлинных фактов не открывает.

Поэтому в данном обзоре мы также вынуждены основываться на оценочных параметрах работы "РЖД". Вот что говорит начальник правового департамента Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Дружинин: "Государство заинтересовано в том, чтобы все, что относится к деятельности "РЖД", являлось прозрачным. В то же время сама компания, будучи акционерным обществом, не всегда готова выносить на широкое обсуждение определенные аспекты своей деятельности. Это касается, в частности, вопросов налогообложения, что вполне понятно: каждая компания пытается минимизировать свои налоговые последствия. Это касается также вопросов реформы и вопросов выделения дочерних компаний. Любое акционерное общество в первую очередь стремится к созданию как можно большей монополии на рынке - а от "РЖД" насильно отделяют "куски" бизнеса. Одно дело, когда речь идет о непрофильных активах, и совсем другое - об основной деятельности. С точки зрения государства - прозрачность, безусловно, необходима".

Не в нашу пользу

Для сравнения с ОАО "РЖД" были выбраны два лидера американского рынка железнодорожных перевозок - Norfolk Southern и Union Pacific. Сравнение проводилось по основным физическим и финансовым показателям деятельности (выручка и объем перевозок) в пересчете на единицу подвижного состава, километр пробега и перевезенную тонну груза.

Если мы посмотрим на соотношение суммарных тонно-километров, произведенных двумя американскими компаниями и ОАО "РЖД", то получим соотношение 71%. То есть сумма тонно-километров, выработанных NS и BNSF, чуть больше двух третей от аналогичного показателя "РЖД". При этом суммарная выручка от грузовой деятельности этих компаний соответствует 91% всей возможной выручки ОАО "РЖД" за 2004 год.

Выручка на тонно-километр у американских компаний в среднем и по отдельности больше, чем у "РЖД". Что касается прибыльности, то американские 0,3-0,1 цента чистой прибыли на 1 т/км у нас не с чем сравнивать. С данными из пресс-релиза, в котором описывается проблема убыточности части направлений перевозок, сравнивать очень сложно. Если принять на веру слова представителей "РЖД" о том, что недавнее повышение тарифов сведет к нулю соотношение расходов и доходов монополии, то получается, что компания с оборотом, приближающимся к 2 трлн т/км, работает в отдельных сегментах своего бизнеса вхолостую. Конечно, необходимо учесть, что в силу статуса компания порою вынуждена нести и дополнительную социальную нагрузку, однако и затраты ОАО "РЖД" производит не по американским расценкам.

Есть еще один немаловажный экономический показатель - штатная численность, а как его продолжение - эффективность работы компаний. К примеру, BNSF с выручкой примерно 11 млрд долларов и оборотом более 0,5 трлн т/км имеет штат 38 тыс. человек. Таким образом, годовая выручка на одного сотрудника составила в 2004 году 288 тыс. долларов. Это не самый высокий уровень эффективности для экономики США, но миллион сотрудников "РЖД" получил выручку в размере почти 23 млрд долларов от всех видов деятельности. Таким образом, каждый сотрудник принес компании порядка 23 тыс. долларов. В 2004 году заработная плата, обязательные социальные выплаты и собственные социальные расходы ОАО "РЖД" увеличились на 22,2%, что дало рост расходной части на 45,3 млрд рублей. При этом налоговые отчисления и расходы на топливо и электроэнергию выросли всего на 10%, или 8,7 млрд рублей.

Разумеется, утопично надеяться, что гиганты отечественной индустрии смогут в одночасье добиться эффективности, сопоставимой с лучшими образцами мирового бизнеса. По крайней мере к этому надо стремиться. Однако добиться повышения эффективности без увеличения прозрачности железнодорожной монополии уж точно невозможно. И с этой точки зрения ОАО "РЖД" есть куда расти.

Санкт-Петербург