Мы сделали все от нас зависящее

Ситуацию с открытием водного сообщения между Россией и Эстонией по Псково-Чудскому озеру специально для журнала "Эксперт Северо-Запад" прокомментировал заместитель председателя Комитета по внешним связям и туризму администрации Псковской области Владимир Лопатин:

- Водное сообщение между Псковом и Тарту прервалось в 1992 году, то есть с образованием независимого государства Эстония. Вновь вопрос об организации сообщения по Чудскому озеру подняли в 1997 году. Был подписан "Протокол взаимных интересов" между администрацией Псковской области (Россия) и властями Тартуского уезда (Эстония). Для реализации соглашения была создана рабочая группа, в которую вошли представители двух сторон.


Владимир Лопатин

Не откладывая дело в долгий ящик, администрация Псковской области выступила с инициативой проведения международных переговоров и заключения как минимум двух межгосударственных договоров - о судоходстве и пунктах пропуска. Нами были подготовлены тексты данных соглашений и переданы эстонской стороне. С этого момента начался переговорный процесс по отработке и подписанию соглашений.

В это же время развивалась PR-кампания и в Эстонии. Владелец Тартуского порта крупный эстонский предприниматель Рейн Кильк и его подчиненные подняли вопрос о том, что российская сторона затягивает решение проблемы организации водного сообщения между нашими странами. Какие цели они этими выступлениями преследовали, можно только догадываться.

Подготовленные тексты международных договоров были окончательно согласованы и 20 марта 2002 года в Москве подписано соглашение о судоходстве, а 25 июня 2002 года в Таллине - соглашение о пунктах пропуска через границу. Одновременно с подготовкой соглашений администрация Псковской области приняла решение: чтобы ускорить открытие водного сообщения, надо поддержать предложение МО Гдовский район и оказать помощь в создании в деревне Сторожинец международного озерного порта. Все расходы по открытию порта и строительству пункта пропуска взяла на себя компания ЗАО "Гдов-Инвест". На решение в основном повлияла информация о наличии в Сторожинце инфраструктуры, которая готова к принятию пассажирских судов. К моменту подписания соглашений пункт пропуска и административное здание были построены.

Представители эстонской стороны с 1999 года заявляли о готовности в любой момент начать принимать пассажирские и грузовые суда, но на самом деле для этого ничего не было сделано. Лишь в 2001 году, когда эстонская сторона увидела наши усилия по вводу в эксплуатацию пункта пропуска, начались определенные подвижки. Инициаторы проекта с эстонской стороны обратились в правительство с просьбой о финансировании, однако им было отказано в этом. В Министерстве внутренних дел Эстонии и в Таможенном департаменте предложили "скинуться" предпринимателям, заинтересованным в развитии контактов между Россией и Эстонией.

Деньги на строительство временного пункта пропуска на базе нефтеналивной баржи выделил Фонд развития внутреннего судоходства Эстонии. И только в мае 2003 года, отбуксировав пункт в устье реки Эмайыги, его официально открыли. Таким образом, к приему и оформлению пассажиров и грузов эстонская сторона подготовилась только к маю 2003-го, а не в 1999 году, как заверял господин Кильк. Хотя российская сторона с самого начала честно предупреждала, что к этому времени не успеет.

В соответствии со статьей 4 "Соглашения о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу", пункт "Сторожинец" открыт и об этом эстонская сторона была проинформирована нотой Министерства иностранных дел России от 10 ноября 2004 года. Для начала функционирования пункта пропуска со стороны администрации Псковской области и других органов власти дальнейших действий не требуется.

В порт Сторожинец и территориальные воды России имеют право заходить на обслуживание только те суда Эстонской Республики, которые перечислены в приложении к "Соглашению о судоходстве...". Все остальные могут входить в российские территориальные воды только после получения разрешения.

Теперь о передвижении иностранных судов по внутренним водным путям после оформления их на пункте пропуска. Согласно российскому законодательству, это является каботажным плаванием, а каботаж иностранных судов в России запрещен. Администрация Псковской области принимает все меры, чтобы суда доходили до Пскова, но только на законной основе.

Псков