Отделить пассажиров от грузов

В Латвии собираются реорганизовать железнодорожный транспорт

В Латвии принято решение о начале реструктуризации государственного АО Latvijas dzelzcels ("Латвийская железная дорога"). Масштаб железной дороги Латвии, конечно, не сравним с масштабом ОАО "РЖД". Тем не менее, в свете реформы на российском железнодорожном транспорте, латвийский вариант реформирования, пусть и на небольшой территории, но бывшей советской, представляется интересным.

Разделение бухгалтерий

После отмены министром сообщения Латвии Айнаром Шлесерсом решения руководства Pasaieru vilciens ("Пассажирский поезд") - дочернего предприятия Latvijas dzelzcels (LDz) - о повышении на 11% цен на пассажирские перевозки ряд наблюдателей решили, что это обычный пиаровский ход политика перед муниципальными выборами. И ошиблись: министр начал куда более серьезную интригу.


Айнар Шлесерс

В конце февраля Шлесерс заявил, что LDz разделят на три самостоятельные компании. Только так, по мнению министра, можно спасти латвийскую железную дорогу от финансовых проблем. Противники реорганизации, напоминая министру о британском опыте денационализации железных дорог, утверждают, что, раздробив компанию на части, избежать повышения тарифов не удастся.

Хотя в правительстве и парламенте страны еще идут ожесточенные споры по поводу методов и необходимости реструктуризации железнодорожной сферы, Шлесерс уже поручил руководству LDz разработать детальный план начала перемен, а собственному ведомству - подготовить все документы для вынесения вопроса на одно из весенних заседаний правительства.

Вкратце идея министра заключается в следующем: до конца 2005 года создать на базе LDz и его дочернего предприятия Pasaieru vilciens три независимых акционерных общества; одно из них возьмет на себя железнодорожную инфраструктуру, другое - грузовые перевозки, третье - пассажирские. Таким образом, LDz перестанет быть концерном, у каждой новой фирмы будет своя цель, своя бухгалтерия и свои отношения с владельцем - Министерством сообщения.

По замыслу министра, реструктуризация железнодорожной компании позволит избежать субсидирования Pasaieru vilciens за счет грузоперевозок, что, кстати, вполне согласуется с директивами ЕС, запрещающими перекрестные субсидии в перевозках. "Убытки нерентабельной фирмы постоянно покрывает ее материнская структура - LDz. При этом обе ежегодно платят за использование инфраструктуры. В результате ни одно из предприятий не развивается. Отделение "дочки" от головной компании даст возможность привлечь на пассажирские перевозки дотации государства и самоуправлений, средства Евросоюза и банковские кредиты", - поясняет Шлесерс. На привлеченные средства власти собираются привести в порядок инфраструктуру и обновить парк поездов. На данный момент железная дорога Латвии нуждается минимум в 33 новых составах. Один такой поезд стоит около 10 млн долларов.

В стране решение министра уже успели назвать революционным. Ведь Latvijas dzelzcels, гигант местного бизнеса, является "священной коровой", его не решалось тронуть ни одно правительство с момента выхода республики из состава СССР.

Государственное или частное?

Чтобы успокоить общественность, глава Министерства сообщения пообещал, что все три части компании останутся в собственности государства, а цены на билеты в электричках и дизелях не будут расти, по крайней мере до тех пор, пока пассажирам не обеспечат комфорт и безопасность. О безопасности в Латвии сейчас много говорят в связи с недавней катастрофой: в центре Риги столкнулись поезд и электричка, погибли люди. Не помогло даже то, что в том месте, где случилось происшествие, недавно был установлен суперсовременный железнодорожный узел.

Противников идеи больше всего волнует вопрос, не уйдет ли третья, самая выгодная часть компании (та, что будет отвечать за грузоперевозки) в частные руки. Если это случится, утверждают местные аналитики, пользы от разделения не будет. Частный владелец все равно повысит тарифы, так что деньги, которые отрасль грузоперевозок "отстегивала" пассажирскому сообщению, просто перетекут в карман нового хозяина.

О том, какая борьба развернулась вокруг реформы железнодорожного транспорта, говорит тот факт, что уже к началу марта появился еще один план реструктуризации LDz. В дополнение к варианту, предложенному министром, сейчас обсуждается перспектива создания холдинга, под управлением которого окажутся все три предприятия. Правда, в этом случае не совсем ясна возможность получения финансовой помощи Евросоюза на модернизацию инфраструктуры.

В то же время предприниматели, чей бизнес связан с транзитом грузов по суше, активно обсуждают вопрос о влиянии реструктуризации железной дороги на ее тарифы. До сих пор руководство LDz старалось наладить взаимовыгодные отношения с коллегами из стран СНГ, особенно с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Понятно, что разделение компании на три части может иметь самые непредсказуемые последствия для латвийской транзитной отрасли. Ведь после закрытия российского нефтепровода железная дорога, точнее - управление грузоперевозок LDz, осталась единственным стабильно работающим транзитным предприятием в стране. И любая ошибка в плане реструктуризации может стать роковой для латвийской экономики.

Рига