Мемориальный аспект проблемы корреспондент "Эксперта С-З" обсудил с двумя учеными - Юрием Пирютко и Александром Кобаком, авторами-составителями лучшего современного исследования петербургских кладбищ "Исторические кладбища Петербурга", 1993 года издания.
Ю.П.: Когда в конце 80-х - начале 90-х мы занимались этой темой, казалось, что очень скоро все изменится к лучшему, но никаких подвижек к лучшему мы, к сожалению, не видим. Нет даже нормальной кладбищенской охраны. В дореволюционные времена были сторожа на кладбищах - ходили с трещотками, пугали лихих людей, а сейчас ведь кладбища нараспашку - ходи кто хочет и когда хочет!
А.К.: Юрий Минеевич говорит о физической охране кладбищ - сторожа там, ворота, стены, - а я бы хотел поговорить о правовой охране кладбищ вообще и исторических кладбищ в особенности. Если будет принят новый петербургский закон о погребении и похоронном деле, то в нем должно быть прописано вот что: территория кладбища неприкосновенна. Жилые массивы, промзоны, гаражи не должны захватывать землю кладбища ни под каким видом.
И вот что еще надо обязательно прописать в законе: следует объявить территории исторических кладбищ, таких как Смоленские, например, особо охраняемыми. Нет, не заповедниками - потому что, для того чтобы кладбище сохранить, оно должно посещаться теми, чьи близкие здесь похоронены, - но следует оговорить ряд условий, при которых на этих кладбищах можно будет производить захоронения.
Особая же охрана территорий должна состоять в том, чтобы расположенные здесь могилы не подлежали бы сносу и переносу ни при каких обстоятельствах. Сейчас принцип иной - принцип сохранности отдельных могил. Находятся списки этих могил в ГИОП и Тресте ритуальных услуг. Составлены они тщательно и подробно, но при всей подробности списки охватывают очень малое число захоронений.
Нужно охранять не отдельные могилы, а комплексы, территории. Опять же - надо оговорить в новом законе, что должны быть сохранены все захоронения, произведенные в период до конца 1920-х годов. Да, в Европе действует законодательство, по которому спустя, скажем, 30 лет, в случае неухода за могилой, она уничтожается, но в данном случае нам Европа не указ. За редкими исключениями нигде в Европе в бурном ХХ веке население не "прореживалось" так, как в Ленинграде.
Ю.П.: В 1934 году после убийства Кирова почти все дворяне были высланы из Ленинграда, и что же теперь - могилы предков этих высланных ровнять с землей?
А.К.: И это всего одна "волна", унесшая жизни, оборвавшая истории семей, а сколько их было в Питере? Голод во время гражданской, репрессии, эмиграция, блокада... Могилы оставались бесхозными не по вине потомков тех, кто был похоронен в этих могилах. Этих потомков выслали, убили, заставили покинуть страну. Не они виноваты перед оставшимися бесхозными могилами своих предков, а мы перед ними виноваты.
Нужно почувствовать вину перед аккуратно срезанным слоем людей и культуры. Ведь эти кладбища с сохранившимися могилами, надгробиями, эпитафиями - остатки исчезнувшей культуры. Например, так называемые иноверческие кладбища. Ведь это совершенно выбитый слой питерской культуры. Где вы в Питере прочитаете эпитафии на английском, немецком, итальянском языках? Только на Смоленском лютеранском и на Волковском лютеранском кладбищах... А если все эти старые могилы будут снесены, то с ними окончательно уйдет свидетельство не об умершей, заметьте, а убитой культуре...