Неустойчивое равновесие

Главная тенденция в автостраховании - борьба со снижением Рентабельности

Расширение портфеля по добровольному автострахованию становится, похоже, источником серьезных проблем для страховых компаний (СК) - из-за стремительного роста убыточности этого вида деятельности. Так, в 2004 году совокупный объем выплат по страховым случаям увеличился по сравнению с 2003 годом почти на 110%, тогда как объем премий, собранных по договорам добровольного страхования автомобилей, - только на 66%*. В среднем уровень выплат за год вырос с 46 до 60%. Однако по результатам работы некоторых компаний этот показатель достигает 70-100%, а в отдельных случаях объем выплат превышает объем собранных за год премий.

Тревожная тенденция заставляет СК задумываться о повышении эффективности этого вида деятельности. Для этого они прежде всего пытаются поднять тарифы. Однако такой способ повышения рентабельности связан с риском потери доли рынка, и страховщикам не останется ничего иного, как бороться за клиентов, улучшая сервис и расширяя количество дополнительных услуг.

Источники убытков

Уровень выплат по договорам автокаско растет в основном по трем причинам. Первая - увеличение количества зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на дорогах Петербурга. По данным ГИБДД, в 2004 году количество ДТП в городе, возросло на 10% по сравнению с 2003 годом. Негативная динамика определяется как постоянным увеличением количества транспортных средств, так и плачевным состоянием дорог.

Объем выплат растет также по причине удорожания услуг автосервиса. "Динамика цен на услуги СТО значительно превышает уровень инфляции. Если год назад средняя стоимость ремонта одного автомобиля составляла для нашей компании порядка 28 тыс. рублей, то теперь она превышает 36 тыс.", - говорит генеральный директор компании "Прогресс Нева" Сергей Ковальчук.

Третья, и, по мнению страховщиков, основная причина повышения уровня выплат, - участившиеся случаи угона машин. Количество хищений в Петербурге уже сопоставимо с числом ДТП - около 9 тыс. автомобилей в год. Страховщики выделяют две основные "группы риска". Во-первых, дорогие и престижные иномарки, пользующиеся повышенным спросом на рынке (BMW 5, Audi A8, Toyota RAV 4, Lexux RX 300, Mersedes S-класса). Во-вторых, среднеценовые автомобили, запчасти к которым либо дороги, либо дефицитны (WW Passat, Golf, "Шевроле Нива").

Противоугонный заслон

"Хотя СК очень обеспокоены ростом убыточности автокаско, они не могут позволить себе уйти с этого рынка. По крайней мере те страховщики, которые рассчитывают серьезно работать с физическими лицами. Это востребованный вид страхования, и количество заключенных по нему договоров ежегодно растет", - поясняет генеральный директор компании "Русский мир" Павел Зубрилин.

Опрошенные эксперты считают лейтмотивом минувшего года в автостраховании поиск путей для сохранения и повышения рентабельности этого вида деятельности. Применяемые меры разделяются на несколько категорий.

Первая - категория превентивных мер. Они эффективно применяются в отношении угонов (которые в большей степени, чем ущерб, определяют рост выплат). Так, крупнейшие петербургские страховщики заняли принципиальную позицию по поводу переговоров с угонщиками: украденные машины не выкупают, чтобы не поощрять тем самым развитие одного из направлений криминального бизнеса. Другая предупредительная мера - ужесточение требований к защите автомобилей. Стоимость полного набора защиты для дорогой иномарки может достигать 2-2,5 тыс. долларов, но после его установки тарифы страхования по угону существенно снижаются. На рынке до сих пор действуют компании, страхующие практически незащищенные машины без существенного повышения тарифов, но, по мнению страховщиков, уже через год-полтора жизнь заставит все СК выровнять требования.

Сложнее оказывать влияние на уровень аварийности. Теоретически ситуация небезнадежна. "В тех случаях, когда авария произошла из-за плохого состояния дороги или отсутствия освещения на ней, страховая компания должна выставлять регрессные иски соответствующим организациям, как это делается во всем мире. У нас были прецеденты, и мы выигрывали иски в суде. Но чтобы всерьез повлиять на улучшение ситуации на дорогах, СК необходимо объединиться и выработать единую позицию в этом вопросе", - говорит директор по имущественному страхованию компании "АСК-Петербург" Юрий Берхман.

Платить меньше

Другая группа мер, применяемых СК для сохранения желаемого баланса между доходами и расходами в автостраховании, - уменьшение объема выплат по ущербу. Добиваются этого разными путями. К примеру, некоторые компании отказываются оплачивать небольшой ущерб (3-5% стоимости автомобиля) без предоставления справок ГИБДД или милиции. Это отсекает часть претендентов на получение страхового возмещения - тех, кому проще отремонтировать машину за свой счет и не терять время на оформление документов, и тех, кто совершил ДТП в нетрезвом виде.

Еще одним инструментом, позволяющим страховщикам влиять на затраты, является франшиза. "Сама по себе франшиза не дает экономии, так как ее включение в договор снижает премию. Экономический эффект возникает за счет сокращения косвенных расходов СК, связанных с обслуживанием каждого случая", - отмечает Анатолий Батунин, директор по имущественным видам страхования компании "МедЭкспресс".

Наконец, все СК озабочены снижением стоимости ремонтных работ. Как правило, страховщики заключают со станциями техобслуживания договоры о взаимовыгодном сотрудничестве: одна сторона обязуется поставлять клиентов, другая в ответ обещает 5-15-процентные скидки на работы.

Однако эти преференции не приводят к значительному сокращению убытков. "Рынок авторемонтных услуг в Петербурге недостаточно развит (я имею возможность сравнивать с Москвой), следствием чего является дефицит производителей ремонтных услуг и поставщиков запчастей, а в условиях дефицита, естественно, нет конкуренции цен", - поясняет начальник экспертного отдела СЗРЦ компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.

По этой причине некоторые СК открывают собственные СТО, на которых выполняются несложные ремонтные работы. "Это, безусловно, противоречит мировой практике: западные СК работают по принципу аутсорсинга. Но на основании опыта прошлого года мы приходим к выводу, что решение об открытии СТО было правильным: это позволяет контролировать свои расходы, не закладывая в тарифы сверхприбыли", - говорит Сергей Ковальчук.

Впрочем, создание собственных ремонтных предприятий не решает полностью проблему минимизации расходов на ремонт. Все новые, находящиеся на гарантийном обслуживании автомобили (а они составляют значительную часть парка застрахованных машин), по настоянию дилеров, должны ремонтировать на фирменных СТО. "По сути, страховые компании и их клиенты стали заложниками дилеров, которые вольны устанавливать стоимость нормо-часа по своему усмотрению", - рассуждает Юрий Берхман. По его словам, в Петербурге на разных СТО стоимость нормо-часа колеблется от 30 до 80 долларов, а цены на запчасти в разы превышают среднерыночные.

Заградительный тариф

Несмотря на жесткую конкуренцию, рост цен как способ повышения рентабельности услуги также не обойден вниманием СК. Тарифы на автострахование выросли в 2004 году на 15-20%. Показательно, что количество застрахованных автомобилей за этот период увеличилось на 40%, а объем собранных премий, как говорилось выше, - на 66%.

Рост тарифов приобрел за последние год-полтора дифференцированный характер: расценки на страхование определенных марок машин значительно опережают среднюю динамику. Павел Зубрилин так описывает процесс ценообразования: "Андеррайтеры нашей компании ежемесячно проводят анализ портфеля по автострахованию по маркам и даже моделям машин. На основании этих данных мы раз в квартал пересматриваем тарифы". В немилости у страховщиков прежде всего оказываются часто угоняемые машины. "Страховые компании, придя к выводу о высокой степени риска работы с автомобилями определенной марки, либо отказываются их страховать, либо отсекают лишних клиентов повышением тарифов", - говорит заместитель генерального директора компании "Росгосстрах-Северо-Запад" Олег Киселев.

Тариф, процентов на двадцать превышающий средний для автомобилей аналогичного класса, в совокупности с требованием установить дорогую систему защиты на машину среднего класса, по сути, означает вежливый отказ со стороны компании. Наиболее показательна прошлогодняя ситуация с новым автомобилем "Шевроле Нива". По данным СК "Прогресс Нева", к октябрю 2004 года из 165 застрахованных компанией автомобилей "Шевроле Нива" был угнан 21. Среди подобных по классу импортных внедорожников угонов зарегистрировано не было. В ноябре компании "Прогресс Нева", "Русский мир", а также петербургские филиалы РОСНО, "Ингосстраха" и "РЕСО-Гарантии" заявили о том, что намерены ужесточить требования к противоугонным устройствам, установленным на этих автомобилях, и одновременно существенно подняли тарифы. Например, в одной из СК новый ВАЗ-2112 можно застраховать за 10% от стоимости, а "Шевроле Ниву" - за 16,5%.

За клиентом будут ухаживать

Защищаясь от убытков, страховые компании отсекают тарифами "неудобных" владельцев подержанных, старше 5-10 лет, автомобилей или, напротив, слишком популярных среди угонщиков машин. Таким образом, круг потенциальных "хороших" клиентов сужается и конкуренция за него, соответственно, растет.

Одновременно меняется клиент - он становится гораздо более требовательным к условиям, предлагаемым страховщиками. "Вместе с ОСАГО на рынок автострахования пришла неценовая конкуренция. Страхователь быстро привык к сервису и дополнительным услугам", - считает начальник управления страхования автотранспорта "Генеральной страховой компании" Кирилл Макаров. В этих условиях простое повышение тарифов, хотя бы и экономически обоснованное, может стать дорогой в никуда. "Автострахование будет в ближайшие годы развиваться иначе: не вширь, а вглубь. Страховым компаниям теперь выгоднее продавать не вал недорогих полисов, а меньшее число полисов VIP-категории. Но, ориентируясь на работу в более высоком ценовом сегменте, страховщики будут вынуждены предлагать новые продукты, более интересные для страхователей, с дополнительными сервисными услугами", - уверен Олег Киселев.

Непременной составляющей полисов автокаско уже стали такие услуги, как круглосуточная работа диспетчерской службы, выезд аварийного комиссара на место происшествия, предоставление бесплатного эвакуатора (одни обеспечивают эвакуатор раз в год, другие - не ограничивают количество вызовов). Не повсеместно, но все чаще включаются в полис юридическая консультация по поводу ДТП, оказание технической помощи на месте происшествия, представление интересов клиента в суде. Также получают распространение разнообразные тарифные скидки на продажу пакетов программ (например, "Автокаско плюс ОСАГО" или "Автокаско плюс страхование водителя и пассажиров от несчастного случая").

Продукты с более индивидуальным наполнением предлагаются, как правило, в категории "люкс". К примеру, компания "АСОЛЬ" содействует в получении 50-процентной скидки на аренду автомобиля в салоне "Питер-Лада", если застрахованная машина повреждена в ДТП. С апреля текущего года обещает предоставлять замену на время ремонта поврежденной машины СК "РОСНО". "Прогресс Нева" дает возможность VIP-клиентам выбрать для ремонта любую СТО, в том числе в Финляндии. Перечень дополнительных выгод еще не исчерпан. Московские страховщики включают в дорогие полисы возмещение за ущерб внешнему виду, предоставляют раз в год эвакуатор при нестраховом случае, оказывают круглосуточную бесплатную техническую помощь при проколе колес. Многим участникам рынка не импонирует непрофильная для страховых организаций деятельность, но большинство воспринимают "ухаживание" за выгодными клиентами как неизбежность.

Одновременно СК работают над повышением внутреннего сервиса, прежде всего в отношении VIP-клиентов. Они содействуют получению документов в ГИБДД, помогают сокращать сроки выплат, проводить экспертизу автомобиля там, где он припаркован. Хотя до идеальной ситуации "отдал ключ - получил отремонтированную машину", как признают сами страховщики, пока очень далеко.

Таким образом, помимо дальнейшего роста тарифов, дифференцированного по маркам автомобилей, стоит ожидать повышения сервисной составляющей в автостраховании. Особенно - в продуктах категории "люкс", спрос на которые, по оценкам некоторых экспертов, растет быстрее, чем на базовые.

Санкт-Петербург