Системная эволюция

ERP-проекты позволяют дистрибуторским компаниям выйти на новый качественный уровень развития

Год назад (см. "Технологии и управление" от 19 апреля 2004 года) мы рассказали о запуске ERP-проекта в компании " РОССИ" (крупном дистрибуторе расходных и упаковочных материалов для предприятий розничной торговли, общественного питания, а также первичной и транспортной упаковки для промышленных предприятий). Тогда система (Microsoft Axapta; консультант и внедренец - компания Columbus IT Partner Russia) только начинала свою работу. Сегодня уже можно говорить о первых результатах.

Год есть


Сергей Шигин

В "РОССИ" с самого начала приоритет был отдан логистическому контуру Microsoft Axapta, который охватывает ключевые направления деятельности дистрибутора: закупки, продажи, управление запасами, управление цепочками поставок и др. По словам исполнительного директора компании Сергея Шигина, первый и самый очевидный результат - повышение оперативности управления.

"Один из показательных примеров - я сам. Я теперь могу управлять компанией из любой точки - из Петербурга, где располагается управляющий офис, или из Москвы, где работает центральный филиал. До недавнего времени в мои обязанности входило руководство центральным филиалом. Сейчас у нас такой должности просто нет. И это не проблема: у меня благодаря системе есть рычаги управления двумя удаленными центрами компании. Вижу состояние фирмы в любой момент времени", - говорит Сергей Шигин. - Кроме того, система позволила нам улучшить оборот товаров. При планировании закупок учитывается самая последняя информация о поступивших товарах - какие есть в наличии, каких нет. Мы можем оперативно анализировать структуру товарных запасов. Система выдает отчеты, которые позволяют контролировать этот показатель".

Некоторые результаты можно продемонстрировать на конкретных цифрах. Как утверждает Шигин, в центральном филиале прошлогодний рост продаж составил 60%: "Особенно он заметен с лета, когда система полностью заработала. Сложно сказать точно, насколько этому росту помогла Axapta, но, по моим расчетам, ее роль значительна".

Меняемся с системой

Конечно, признает директор по информационным системам "РОССИ" Мария Даньшина, существенной проблемой в ходе запуска проекта стало сопротивление персонала: не все были готовы сразу перестроиться и начать работать по-новому: "Эта проблема решается постепенно. Она уходит сама собой в тот момент, когда каждый конкретный сотрудник видит отдачу от системы. Необходимо было накопить статистическую информацию, чтобы продемонстрировать людям преимущества системы".

Другая проблема - в большей степени технологическая. Чтобы система полноценно работала, в ней необходимо учитывать историю продаж предыдущих лет. Задача эта достаточно трудоемкая и требует времени, но без ее решения невозможно выстраивать в системе маркетинговые прогнозы. Пока долгосрочное прогнозирование проводится на основе экспертной стыковки годичных данных "системного" и "досистемного" периода.

За год несколько поменялись и планы по развитию проекта. Вслед за логистическим контуром уже в этом году планировали внедрить и финансовую часть Axapta. Однако пока эту задачу отложили. "Осенью мы пересмотрели стратегию развития компании. Во-первых, отодвинули на более поздний срок запуск региональных проектов и решили сосредоточиться на петербургском и московском рынках. Во-вторых, мы меняем идеологию. Рынок стал требовать от дистрибуторов услуги значительно более высокого качества. Если раньше для нас ключевым показателем были объемы продаж, то теперь главное - fill rate, уровень качества снабжения клиента, - рассказывает Сергей Шигин. - Это другая стратегия закупок, другая работа с клиентами, другая система продаж и снабжения. И нам стало понятно, что в новых условиях необходимо продолжать развитие логистического блока системы. Доработать логистику важнее, чем внедрять финансы. Сейчас мы самостоятельно развиваем логистическую систему в сфере планирования закупок, товарно-денежного планирования и др. Но от финансового контура, конечно, не отказываемся. В конце нынешнего - начале следующего года запустим внедрение и этой части Axapta".

Новый уровень

Впереди другой немаловажный эффект. Axapta становится инструментом, который позволит дистрибутору перейти на новую фазу развития.

"Я знаю, за счет чего Axapta в будущем будет приносить нам прибыль, - рассказывает Шигин. - Система позволяет в любой момент времени получать практически полную информацию о товаре, его передвижении, динамике. Это качественная информация, которой мы начинаем делиться с клиентами. Они уже основываются на ней при заказах: не верят своим базам данных, а верят нашей. В результате дело дошло до того, что мы состыковываем нашу информационную систему с системой клиента, тем самым обеспечивая полную автоматизацию процедуры заказов. И самое главное, мы движемся к тому, о чем мечтает любой дистрибутор: от элементарных продаж приходим к управлению товарными запасами клиента. Это вершина работы дистрибутора. И такова мировая тенденция. У клиента постепенно исчезает необходимость в управлении закупками. Эта функция ложится на плечи высокоразвитого дистрибутора - он поставляет товар и одновременно управляет им. Лет через пять-семь это будет повсеместная практика".

Понятно, что такая эволюция была бы невозможна без развитого ИТ-инструментария. Именно ERP-система с ее возможностями позволяет дистрибуторам добиться того, о чем они не могли мечтать еще несколько лет назад.

Санкт-Петербург