Александр Аладушкин, генеральный директор "Аладушкин Групп", консультант проекта:
Александр Аладушкин
- Наличие стратегических целей и их качество зависят прежде всего от особенностей рынка, на котором работает компания. Существуют локальные, относительно небольшие по объему рынки, где тактика настолько важна, что не сравнится ни с какой самой блестящей стратегией. Это касается, например, строительной отрасли, большинство участников которой не выходят за пределы одного региона, и цена приобретаемого земельного пятна, как и стоимость стройки, имеет критическое значение. А если бизнес на 80% зависит от тактических шагов, то нечего тратить время на разработку стратегических целей и тренинги для персонала, направленные на их усвоение. Вопреки принятому мнению, скажу: фирма, работающая без таких целей, может при определенных условиях быть успешной.
С другой стороны, есть рынки, где 101% успеха обусловлен стратегией и до определения долгосрочных целей бессмысленно даже начинать работать. Это касается больших рынков - глобального и во многом национального. Не случайно, посмотрев на российские компании, купленные глобальными игроками, вы увидите, что у большинства стратегические цели внятно сформулированы: акционеры не представляют бизнеса в отсутствие долгосрочного видения. И правильно делают: закон менеджмента, гласящий, что 80% успеха приносит стратегия и только 20% - тактика, в целом верен, хотя не надо забывать об исключениях.