На экране монитора сменяются карикатурные Сталин, Гитлер, маршал Жуков и Берия. Едут уже далеко не карикатурные, детально прорисованные немецкие танки, летят истребители. Наступают немецкие воины, безотказные бездушные машины. Развеваются знамена Русской освободительной армии. Веселые советские солдаты, по всем признакам, под мухой, мечтают о конце войны. Звучат Rammstein и Deep Purple.
Это лишь некоторые эпизоды полуторачасового неоконченного черно-белого анимационного фильма, который мне удалось посмотреть в конце апреля. Автор фильма, а по совместительству - руководитель "Санкт-Петербургской охранной компании" Владимир Мариничев сухо интересуется: "Ну как?" Впечатления далеко не однозначны. За время просмотра успеваешь отметить мастерство исполнения, улыбнуться некоторым шуткам, ухмыльнуться после ряда эпизодов с налетом легкого задорного безумия, поморщиться от навязчивых попыток авторов разрушить сформировавшиеся с детских лет стереотипы. В сухом же остатке - здоровое удивление.
Удивительно все: это тот случай, когда совпало сразу несколько линий. С такой точки пересечения любой творческий проект вроде бы неизбежно должен рвануть к славе. Мультфильмов о войне у нас еще, кажется, не снимали - это раз. Эту войну так никогда не показывали - это два. Наконец, последнее и, может быть, самое важное: бэкграунд фильма, привлекательный, трогательный и в чем-то курьезный: проект сделан руками четырех людей, сотрудников небольшой охранной фирмы, работавших над ним в свободное от основной работы время. Так на фоне подготовки пафосных государственных празднеств где-то в подполье, в офисах, на кухнях, в маленьких студиях тихо и незаметно пишутся альтернативные посвящения войне, 60-летний юбилей окончания которой мы отмечаем в эти дни.
Полезный досуг
Мы сидим в гостиной офиса "Санкт-Петербургской охранной компании". Владимир Мариничев расположился прямо под карикатурными портретами двух героев своего фильма - Сталина и Гитлера. Вообще, авангардными полотнами увешан весь офис: ничто не напоминает об основной специализации бизнеса, кажется, что ты попал в небольшую частную галерею. Здесь же, в гостиной, обширная библиотека, литература главным образом историческая. Вместе с Мариничевым на вопросы отвечает Тимур Тибилов - его заместитель в охранной компании, а также главный и единственный аниматор.
"Можно сказать, что фильм мы делаем вчетвером. Я, Тимур и наши коллеги Владимир Касьянов (он отвечает за техническую часть) и Артем Вовченко (занимается анимационными моделями). Я - режиссер, автор сценария, художник первоначальных эскизов и актер. Ну, и продюсер в каком-то смысле. А рисует у нас Тимур: он теперь большой специалист в области компьютерной анимации", - рассказывает Владимир Мариничев. Тибилов тяжело вздыхает. Позже признается, что от фильма уже очень устал, а готовые материалы просто видеть не может. Обычное явление, сопровождающее интенсивный творческий процесс.
А работать начали еще лет пять назад. "Я увлекаюсь военной историей. Люблю досконально разбирать военные операции, как шахматные партии, получаю от этого интеллектуальное наслаждение. Мое увлечение, можно сказать, стало "родителем" нашего кино. Это, так сказать, материальная подоплека, но есть и эмоциональная, - Мариничев явно заводится. - Тошнота от той бессовестной лжи, которая льется с наших телеэкранов, когда речь заходит о военной теме. Предусмотрительный Сталин, мудрый Жуков, проницательный Молотов... Невозможно больше!"
Мариничев действительно знает историю войны, легко оперирует фактами и цифрами. В 1989 году опубликовал статью, в которой по советским источникам рассчитал количество самолетов, которые имела Красная Армия на 22 июня 1941 года. Цифрами этими, по его словам, отечественная наука пользуется до сих пор.
Много велосипедов
Мариничеву 55 лет, он начинал работу в милиции, руководил районным уголовным розыском. В начале 1990-х ушел в охранный бизнес и в этом деле преуспел (у него небольшая, по меркам петербургского рынка, фирма, но со стабильным кругом клиентов). Как он сам говорит, "заработал достаточно денег для полезного досуга": "И вот захотелось снять что-нибудь свое. Причем идея возникла даже не у меня, а у кого-то из наших ребят. Тогда, конечно, не знали, во что это выльется. Решили использовать трехмерную анимацию. Хотя на тот момент вообще не представляли, что такое компьютер. А я и до сих пор не представляю, только включать могу. Нашли по объявлению в газете художника-аниматора. Он полгода учил Тимура, потом ушел, и тот уже стал рисовать сам. Можно сказать, года три мы учились. Еще два года снимали. Изобрели много велосипедов, надо сказать".
Мультфильм сделан на основе 3-D-анимации. Нарисован фактически на одном рабочем компьютере. Технология работы у команды охранников была следующая. Мариничев продумывал сюжет, делал раскадровку (им созданы все образы и типажи фильма). Тибилов из исходных материалов выполнял анимационный рисунок. Получилось хорошо - сложно поверить, что работали не специалисты. "Я-то хоть в детстве занимался в изостудии. Художником не стал, но карикатурно рисовать умею. А Тимур - это вот загадка, конечно. Парень ромашку не мог нарисовать, а тут вдруг вдохновился компьютерной графикой и теперь даже за краски взялся. Вон несколько его картин висят. Уже не может остановиться. Искусство тянет", - смеется Мариничев.
Привет Спилбергу
Рисовали в свободное от работы время (дополнительных денег за "творческий досуг" не получали). Именно поэтому работа и растянулась на несколько лет. Отснято значительно больше, чем необходимо для полутора-двух часов фильма. Сейчас, как говорит Мариничев, он с коллегами пытается "грудью навалиться на финишную ленточку". Все уже нарисовано, осталось только смонтировать и отрендировать (тени, объем, освещение). "Но мы это делаем первый раз в жизни, так что загадывать сложно. Я хочу сделать фильм продолжительностью 120 минут. Может быть, две серии будет".
Аккуратно интересуюсь денежной стороной дела, боясь затронуть самолюбие художника: рассчитывают ли продвинуть фильм на рынок? Мариничев удивляется: "А что вы думаете? Это же не хобби какое-нибудь - годами мультик рисовать. Давайте-ка снимем хороший фильм и продадим его - такова была изначальная идея". Над этим уже сейчас Мариничеву приходится ломать голову. Показывали фильм специалистам. Они остались довольны, но посоветовали сделать его цветным. Проект выполнен в черно-белом формате, и отступать от первоначальной концепции автор пока не очень хочет.
Отдельный вопрос связан с музыкой. Музыкальное сопровождение фильма разнообразно. Здесь и Rammstein, и Гарик Сукачев, и Прокофьев. Проблемой авторских прав пока серьезно не занимались, но это неизбежно. Разрешил использовать свою песню "Моя бабушка курит трубку" Сукачев. Он видел мультфильм и даже хотел взять его элементы для клипа. Музыке в проекте Мариничев уделяет особое внимание, она его питает: "Возьмем тот же Rammstein. Мне они нравятся. Они делают что-то новое. У них есть душа. И они вдохновляют. Например, одна из сцен в нашем фильме полностью "вышла" из их песни Mutter".
Еще Мариничев боится, что кто-нибудь успеет подхватить его замыслы или, наоборот, обвинит в заимствовании, хотя сценарий и оригинальный. "Идеи-то витают в воздухе. Вот, например, замечательный фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Мы к Спилбергу этому испытываем большую неприязнь. Обокрал он нас, - смеется Владимир. - Не поверите: когда увидели его фильм, поняли, что некоторые эпизоды придется выкидывать. И выкинули. Например, эпизод с переправой у нас был точь-в-точь как у Стивена. А ведь не поверит же никто, что сами придумали". Чтобы избежать возможных проблем, использовали проверенный ход: отправили сами себе по почте сценарий - если что, можно будет доказать сроки давности оригинальных замыслов.
"Вообще, раз уж мы заговорили про Спилберга: будь у меня команда, как у него, я бы раз в месяц по фильму снимал. А у меня только Тимур. Защитник нашей "Брестской крепости"! Кстати, вы в курсе, как один защитник Брестской крепости, сидя в лагере, узнал из кинофильма, что он герой? - Владимир Мариничев переходит к наболевшему. - Да, да, из кинофильма. Узнал, но боялся признаться, что жив. И так молчал до того момента, пока его не нашли. Что же это было за государство такое, в котором герой боялся признаться в своем собственном героизме? Нет, ну вы мне скажите?"
Новый взгляд
Тут придется заострить внимание на этом самом наболевшем. Мариничев признает, что делает фильм, который вряд ли в ближайшее время покажут в России. Его пока еще безымянный проект - осознанная провокация, которая затрагивает до сих пор слишком сложную и больную для российского общества тему.
Фильм Мариничева - смесь реальности (иногда очень четко и детально прорисованной) с фантасмагорией, сочетание злого юмора и искреннего воплощения человеческой трагедии в период душеубивающей войны. Герой фильма - солдат, который в поисках правды и справедливости, не находя ее ни на стороне фашистов, ни на стороне родного государства, принимает решение перейти в армию Власова. Мариничев словно бросает вызов патриотическим кинолентам советского периода. Так, в мультфильме явно прослеживаются пародии на "Освобождение" Юрия Озерова (Владимир считает одним из наиболее выдающихся военных кинопроизведений фильм Льюиса Майлстоуна "На Западном фронте без перемен" 1930 года; он, правда, о другой, куда более далекой войне).
"Поначалу мы хотели раскрыть тему в рамках реального исторического события - Курской битвы. Но потом решили не заострять внимание на деталях. Пусть будет некая обобщенная битва. Тут главное - идея, а не исторические факты. Что мы хотим сказать своим фильмом? Тема фильма вечна - человек, мир, его место в мире и на войне. Мне интересно одно: как люди могли драться за советскую власть, если на своей шкуре испытали, что это такое? Почему народ такой необидчивый? Половине наших маршалов били морду в НКВД, а они - ничего: отряхнулись и пошли в бой. Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство, - Владимир взволнован, эмоционально жестикулирует. - Я был бы очень рад, если бы люди смотрели фильм, смеялись, а после просмотра задавались вопросом: зачем мы защищали Сталина? Стоило ли? Хотелось бы, чтобы зрители обсуждали именно это. Сложно, да. Не все готовы понять. Я встречался с людьми, у которых были деньги, они могли проинвестировать фильм, но ставили условие: раскрасьте и скорректируйте сюжет. Последнее для меня в политически принципиальных эпизодах неприемлемо".
Пока Владимир рассчитывает на более гибких инвесторов. Не исключает, что будет искать продюсеров, постарается продвинуть фильм на фестивалях. И как это часто у нас бывает, надеется, что поможет Запад. В конце разговора добавляет: "Напишите только, что если выручим деньги с фильма, часть их потратим на приют для домашних животных. Обязательно отметьте это".
Могут и попасть
Как это ни странно, у фильма Мариничева все-таки есть шансы дойти и до нашей публики. Даже если не удастся, как планируется, начать его продвижение на западном рынке, не исключено, что им могут заинтересоваться продюсеры арт-хаусной линии российского кинематографа. Если Мариничев проявит гибкость, не будет рубить с плеча и смягчит меседж фильма, его проект точно получит признание. Тем более что в конечном счете это фильм антивоенный и гуманистический, как и любое кино, где война показана глазами живого солдата, а не идеальной человекомашины с оружием в руках.
В этом смысле фильм Мариничева, что называется, "грамотно попадает": он невольно продолжает традицию антивоенной мультипликации (главным образом американской). Можно вспомнить анимационный фильм "Занятый день Адольфа" 1940 года, более известный рисованный мультфильм Уолта Диснея "Лицо фюрера" и, наконец, "Русскую Рапсодию", где некие "гремлины" из Кремля под песенку "Эх, ухнем" успешно разрушают самолет фюрера, летящий бомбить Москву и Сталина. Фильм вписывается и в современный культурный контекст: так, в недавних отечественных фильмах "Последний поезд" и "Свои" прослеживается четкая гуманистическая идеология: граница "свой - чужой" размыта и пролегает не по линии фронта.
Идеи же действительно витают в воздухе. Когда готовилась эта статья, информационные ленты сообщили, что на нижегородской студии ORANGE entertainment готовится мультфильм о войне. В основе сюжета - история двух мальчиков, опаленных войной, немецкого и советского. Инвестиции составили 250 тыс. долларов. Многое сразу настораживает. Сообщается, что песню к фильму согласился написать Александр Маршал, саундтрек режиссер собирается заказать Дмитрию Маликову. Озвучивает фильм актер Юрий Гальцев. Проект Мариничева мог бы появиться вовремя: на фоне "глянцевых" конкурентов его привлекательность для просвещенной публики вырастет в разы.
Санкт-Петербург