Тень Ропши

Полноценное воссоздание дворцово-паркового ансамбля Ропши в соответствии с разработанной концепцией потребует совместных усилий частного бизнеса и государства

Императорские усадьбы Петергоф, Стрельна и Ропша в исторической ретроспективе - явления вполне соизмеримые, имеющие много общего. Периоды расцвета сменялись полосами упадка, а в ХХ веке их не миновало почти полное разрушение. Особенно трагична судьба дворцово-паркового ансамбля Ропши. Уцелевший во время второй мировой войны, памятник был фактически уничтожен за два последних десятилетия: дворец, строившийся по проектам Растрелли и Фельтена, пребывает в руинированном состоянии. То, что осталось от одной из самых элегантных императорских резиденций в окрестностях Петербурга, реставрации уже не подлежит. Ропша может возродиться лишь как "новодел".

Недавно по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти (Ленкомархитектура) была подготовлена Концепция использования и функционального зонирования дворцово-паркового ансамбля "Ропша". Разрабатываемая сейчас предпроектная документация предполагает возрождение Ропши в качестве Центра делового туризма. Однако перспектива реализации подобного проекта за счет средств частных инвесторов пока выглядит неопределенной. Статус дворцово-паркового ансамбля Ропши как объекта федеральной собственности и, главное, памятника федерального значения, ставит инвесторов в жесткие рамки. Учитывая же историческую специфику объекта и соответствующие охранные обязательства, ограничивающие возможности его использования, коммерческая составляющая проекта может оказаться весьма проблематичной.

Игра контрастов

Сегодняшняя Ропша производит угнетающее впечатление. В 1990-е годы дворец пережил два пожара, рухнули перекрытия и обвалилась крыша; кроме того, он подвергался постоянным атакам мародеров и "любителей старины", выносивших нарядные лепные украшения, сохранившиеся фрагменты изразцовых каминов и т.д. Сгнил и повалился даже окружавший дворец деревянный забор, на котором некогда висела табличка "Охраняется государством". Пейзажный парк, объединявший в единое целое дворцовые постройки и систему водоемов и каскадов, заброшен, зарастает дикими деревьями.

Между тем с усадьбой в Ропше связаны многие интересные страницы русской истории имперского периода. Владельцами Ропши был Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I. Самый известный эпизод, благодаря которому памятник воспринимается окруженным зловещей таинственностью, - убийство в Ропше свергнутого с престола императора Петра III.

Впрочем, изначально уготованная Ропше увеселительная миссия все-таки была доминирующей. В XIX - начале ХХ века усадьба пользовалась популярностью у членов императорской фамилии: в Ропшу любили приезжать на охоту и рыбалку, летом здесь устраивали шумные пикники. Традиционной "компетенцией" Ропши было разведение в знаменитых прудах карпов, форели, карасей, поставлявшихся для нужд двора. Великий князь Николай Николаевич, дядя Николая II, ставший владельцем резиденции в 1907 году, занимался организацией "искусственного рыбоводного завода".

В советское время на территории ропшинской усадьбы располагались сельскохозяйственный политехникум, Всесоюзный рыбный питомник и животноводческий совхоз "Октябрьский", НИИ озерного и рыбного хозяйства. Непосредственно в дворцовом комплексе вплоть до 1989 года стояла воинская часть. В 1990-е годы дворец и часть территории передавались в аренду различным структурам (в том числе птицефабрике "Русско-Высоцкое" и ООО "Цементно-бетонные изделия") с условием восстановления памятника. Но никаких реальных шагов в этом направлении так и не было сделано.

Единственный положительный пример - реставрация примыкающего к усадьбе и прудам здания бывшей бумажной фабрики, построенной в конце XVIII века. Арендатор - Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства отреставрировал памятник промышленной архитектуры в соответствии с охранными требованиями и сделал предоставленную ему территорию полностью закрытой. Получился поистине оазис, резко контрастирующий с запустением и разрухой на территории собственно Ропшинского дворцово-паркового ансамбля.

Ответ Стрельне?

Для администрации Ленинградской области стимулом к восстановлению Ропши стало формирование курируемой Госстроем РФ (ныне Росстроем) федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов". В 2003 году область получила первые деньги на реставрацию ряда объектов - Большого Успенского монастыря и дома-музея Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине, Петровского моста в Шлиссельбурге. Тогда же Ленкомархитектура совместно с администрацией МО "Ломоносовский район" подала заявку на выделение финансирования для разработки предпроектных предложений по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в поселке Ропша.

"Воссоздание Константиновского дворца в Стрельне подвигло нас к мысли, что и на территории Ленобласти есть объекты, имеющие приблизительно такой же потенциал, - рассказывает главный специалист отдела планировки и застройки Ленкомархитектуры Любовь Прасолова. - Расположены они тоже достаточно удачно, вблизи основных туристских потоков. Наиболее перспективным объектом, на наш взгляд, является Ропшинский дворцово-парковый ансамбль".

Маркетинговое исследование среди представителей деловых кругов Ленобласти показало, что две трети респондентов (всего было получено 179 ответов) считают: Ропша должна восстанавливаться как центр делового общения, связанный одновременно с развитием туристических функций. Место проведения бизнес-встреч, форумов, презентаций проектов, выставок, наконец, резиденция, где могут приниматься VIP-гости, - так видят в Ленобласти возможное назначение возрожденной Ропши.

При этом областные власти не хотели бы, чтобы Ропша превратилась в закрытый режимный объект: понятно, что он не сможет конкурировать с Дворцом конгрессов в Стрельне по степени востребованности для официальных мероприятий. Ропша должна развиваться как относительно доступный объект туристической инфраструктуры.

Формы и содержание

Концепция использования и функционального зонирования дворцово-паркового ансамбля "Ропша" была разработана ООО РСП "Раритет" при участии ООО "АСМ" и ООО "Архитектурная мастерская Меркурьева", имеющих опыт работ по воссозданию Константиновского дворца. Эти же специалисты готовят полную предпроектную документацию.

На проведение работ уже выделено 3,6 млн рублей из областного бюджета, из федерального бюджета получен 1 млн рублей в прошедшем году и столько же ожидается в нынешнем. "Конечно, это очень маленькие средства для такого объекта, как Ропша, тем не менее мы надеемся, что получим профессионально выполненную предпроектную документацию, дающую инвесторам адекватное представление о характере проекта и необходимых вложениях в его реализацию", - говорит Любовь Прасолова.

Предпочтительным вариантом областные власти считают воссоздание памятника и его функционирование как центра делового туризма (хотя подготовлена и вторая версия использования ансамбля - с акцентом на туристско-развлекательное назначение).

Территория дворцово-паркового ансамбля, зарегистрированного в органах охраны (74 га), включает дворцовый комплекс с верхним и нижним парками (они подлежат восстановлению в первую очередь). Кроме того, по мнению разработчиков концепции, в процесс реконструкции и воссоздания должна быть вовлечена и территория Оранжерейного комплекса (9 га), неразрывно связанного с историей Ропшинской усадьбы.

Собственно дворцовый комплекс - это семь сооружений, в том числе прилегающие к дворцу флигели и корпуса. Как показали обследования, при воссоздании могут быть частично задействованы стены и фундамент, сохранившие несущую способность. Ряд помещений дворца, восстановленных согласно исторической планировке, предполагается приспособить под музейные и представительские функции. Здесь же планируется создание гостиницы на 150 номеров (в том числе 10 апартаментов VIP-уровня). Под туристические цели, в частности размещение ресторанов, можно использовать дворцовые флигели, ограничившись воссозданием внешнего облика строений.

Новое строительство на территории дворцового комплекса невозможно. Как поясняет Любовь Прасолова, речь может идти только о возведении временных выставочных павильонов, не нарушающих исторический ансамбль, сложившийся за нескольких веков. Чтобы заработала вся система прудов, предстоит воссоздать около 40 плотин и мостиков. Естественные перепады ландшафта позволяют сделать своего рода "зеленый амфитеатр": при этом концерты и представления можно будет проводить на водной площадке-платформе. Вариант аквапарка неприемлем, но, скажем, катания на безмоторных лодках и катамаранах вполне уместны. В некоторых местах на берегах прудов могут быть устроены небольшие пляжи с соответствующей инфраструктурой. И, разумеется, "изюминкой" Ропши должен стать полноценный рыбный ресторан.

Что касается второй очереди проекта, то на территории Оранжерейного комплекса возможно строительство современных гостиниц на 150-200 номеров и учебных центров. Для этого потребуется провести полную реконструкцию существующих двухэтажных жилых домов. Кроме того, предполагается реставрация сохранившейся оранжереи и воссоздание утраченных.

Волонтеры готовы

При восстановлении дворца серьезной проблемой окажется формирование музейных экспозиций. В настоящее время Комитет по культуре Ленобласти готовит заключение о возможности создания музея, учитывая отсутствие музейных фондов и каких-либо музейных традиций Ропшинского дворца.

Одновременно к работе подключился Государственный Эрмитаж и его Служба волонтеров. Как рассказывает секретарь службы Елена Долматова, в работу вовлечено более 50 человек - это школьники, студенты, научные сотрудники, краеведы. Волонтеры занимаются сбором материалов, преподают историю Ропши в местной школе, проводят субботники, убирая территорию дворцового парка, и т.д.

"Мы хотим подготовить выставку, посвященную истории дома Романовых и Ропши, - говорит Елена Долматова. - Сейчас идет сбор информации о вещах и объектах, находившихся в Ропшинском дворце, и мы планируем привлечь к сотрудничеству музеи города и частных коллекционеров. Выставка, размещенная в Эрмитаже и приуроченная к одному из этапов реконструкции дворцово-паркового ансамбля в Ропше, могла бы дополнительно привлечь интерес к проекту".

Волонтеры занимаются и сбором колоритной информации - исторических легенд и мифов, касающихся прошлого Ропши. Недостатка нет во всевозможных рассказах о призраках, приведениях, бродящих вокруг руин дворца русалках и, конечно, о появлениях тени убиенного государя Петра III.

Камни преткновения

Впрочем, в материальной сфере реалии таковы, что администрации Ленобласти и Ломоносовского района не имеют возможностей и намерений вкладывать сколько-нибудь значительные средства в собственно реконструкцию Ропши. Проект изначально рассматривался как инвестиционный: область готовит концепцию и предпроектную документацию и предлагает их потенциальным инвесторам.

Главная проблема - решение имущественно-правовых вопросов. Памятник федерального значения и находящийся в федеральной собственности имущественный комплекс (то есть руины дворца и земля) не могут быть включены в реализацию инвестиционного проекта по собственному усмотрению региона. Предполагается, что, рассмотрев подготовленную документацию, Министерство по культуре, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Росстрой РФ и другие структуры примут решение о дальнейшей судьбе Ропши.

Механизм делегирования субъектам Федерации полномочий по распоряжению объектами культурного наследия на сегодня остается непроработанным и на практике не действует. При нынешнем состоянии федерального законодательства, по сути, единственным сценарием может стать предоставление дворцово-паркового ансамбля Ропши в аренду сроком на 49 лет. Хотя, судя по результатам попыток привлечь инвесторов к восстановлению зданий-памятников в Петербурге, такая форма не вызывает у них энтузиазма. Естественно, предпочтительнее получение объекта в собственность.

Инвестиционные гипотезы

Впрочем, несмотря на то что проектная документация еще полностью не подготовлена и ее презентация пока не состоялась, к реализации проекта уже "подтягивают" (без проведения каких-либо конкурсов) потенциального инвестора - итальянскую группу Pasit Italia.

Инициатива принадлежит в первую очередь чиновникам Росстроя РФ: в частности, этим вопросом занимается куратор программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов" Элеонора Шевченко (ранее являлась начальником Управления архитектуры и проектных работ Госстроя РФ и заместителем директора департамента строительства и ЖКХ). Главный архитектор МО "Ломоносовский район" Галина Рогачева подтвердила обозревателю "Эксперта С-З", что в настоящее время с Pasit Italia ведутся активные переговоры. Более того, помимо Ропши, итальянских предпринимателей интересует возможность участия в реконструкции и приспособлении под гостиницу бывшей монастырской школы на Малышевой горе в селе Старая Ладога.

Чиновники администрации Ленобласти указывают, что федеральные коллеги представили им Pasit Italia как компанию, которая занимается различными видами строительных работ и реализацией девелоперских проектов. Упоминалось также, что Pasit Italia уже участвовала в осуществлении нескольких проектов, связанных с воссозданием разрушенных исторических памятников и приспособлением их под гостиницы (в частности, такая гостиница была построена во Владимире).

Однако, как сообщил обозревателю "Эксперта С-З" и.о. начальника Управления архитектуры и строительства мэрии Владимира Виктор Пузанов, в настоящее время под строительство гостиницы на улице Мира лишь подобран участок, который будет выставлен на торги. По его словам, пока итальянская компания не представляла никаких предпроектных предложений, касающихся строительства гостиницы. Наибольший интерес Pasit Italia проявляет к строительству торговых терминалов рядом с железной дорогой. Кроме того, обсуждается возможность строительства дворца спорта на 3 тыс. мест.

Как бы то ни было, при реализации проекта в Ропше инвесторы столкнутся с серьезными сложностями. Согласно оценкам разработчиков Концепции восстановления Ропши, на восстановление дворцового комплекса (включая часть ландшафтных работ и обеспечение инженерией) требуется около 40 млн евро - сумма, превышающая стоимость недавно приобретенных инвесторами контрольных пакетов петербургских гостиниц "Москва" и "Октябрьская". Возрождение же всего дворцово-паркового ансамбля может обойтись приблизительно в 160 млн евро. До сих пор неизвестны прецеденты, чтобы частный бизнес (тем более иностранный) вкладывал подобные суммы, ограничиваясь лишь получением объектов недвижимости в аренду на 49 лет.

Необходимо объективно оценивать и коммерческие перспективы осуществления подобного проекта. По мнению директора Северо-Западного Регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, о них можно будет говорить лишь при условии комплексного развития территории и воссоздания дворцово-паркового ансамбля в Ропше в качестве многофункционального комплекса: "Сегодня нет недостатка в красивых дворцовых помещениях для проведения конгрессов и различных деловых мероприятий: в Петербурге они имеются в изобилии. Не хватает больших залов на 1000 человек и более, но вряд ли такие помещения будут в Ропше. Новый объект может выиграть лишь за счет комплексного предоставления услуг и их чрезвычайно высокого качества. Кроме того, требуется эффективное решение всех инфраструктурных вопросов - помимо обеспечения инженерией, это прежде всего строительство современных дорог. Фактор транспортной доступности комплекса имеет принципиальное значение, что, кстати, сейчас негативно сказывается на загрузке Константиновского дворца, который расположен удобнее, чем дворец в Ропше".

В общем, столь масштабный проект может быть реализован, скорее всего, лишь в форме частно-государственного партнерства (при наличии, разумеется, заинтересованности со стороны властных структур).

Воссоздание усадьбы в Ропше должно решать комплекс задач. Необходимо, чтобы появился качественный "новодел", соответствующий облику утраченного исторического памятника, и чтобы инфраструктура позволяла восстановленному дворцово-парковому ансамблю выполнять не только коммерческую, но и культурно-историческую миссию.

Санкт-Петербург