Поспешай вдумчиво

16 мая 2005, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Обычно фраза "питерский бизнес вышел на федеральный уровень" интонируется так, что хочется встать и взять под козырек: продвижение компаний в регионы априори признается особым достижением. С этим пафосом можно поспорить.

Скажем, намерение "Хлебного Дома" вести масштабную региональную экспансию жестко обосновано: компания заняла лидирующую долю на петербургском рынке, расширение которой уже затруднено и к тому же вызовет вопросы со стороны антимонопольного ведомства. Примерно то же можно сказать о других фирмах-лидерах: достигнутые успехи естественным образом вытесняют их из города.

Однако есть немало игроков, чей потенциал развития на локальном рынке далеко не исчерпан. Тем не менее они рвутся в регионы, поясняя, что пока в Петербурге еще можно спокойно работать, но через два-три года здесь станет тесно и трудно. Получается, что игрок не уверен в своей конкурентоспособности на "столичном" уровне, но считает себя годным для работы в провинции. Но ведь рано или поздно тесно и трудно станет и в "глубинке". Экспансия, аргументированная таким образом, больше напоминает организованное отступление.

Безусловно, любой бизнес стремится к росту. Но для него можно выбирать разное время и форму. Существуют стратегии роста через расширение базового продукта - переход к комплексному обслуживанию клиента - или через выпуск более сложных и дорогих товаров. При этом игрок растет, не расширяя географию деятельности, и одновременно вырабатывает новые конкурентные преимущества. Получив их, он может развиваться и на других территориях.

Вообще, в России немного компаний, которые могут одновременно развиваться и экстенсивно, и интенсивно, так что надо выбирать. Географическая экспансия, к которой, кстати, русские исторически тяготеют (поэт Петр Вяземский называл подобное явление "географической фанфаронадой"), сама по себе не является признаком успешности компании. Об успехах можно будет судить по результатам региональных походов: они покажут, насколько верно бизнес определил свои приоритеты.