Дефиле хороших мыслей

Спецвыпуск
Москва, 30.05.2005
«Эксперт Северо-Запад» №20 (225)
В конце июня в Петербурге состоится выставка финалистов Премии инновационного дизайна

Всероссийский конкурс DIA (Премия инновационного дизайна) был впервые проведен в 2003 году Фондом современного дизайна при поддержке сигаретного бренда Kent. С этого года выставки работ финалистов конкурса будут проходить не только в Москве, но и в пяти других городах России, в том числе в Петербурге. Цель проведения Премии инновационного дизайна вполне понятна и актуальна - поиск оригинальных и интересных идей в области дизайна и архитектуры. Отбором финалистов (по десять человек в трех номинациях - "Архитектурный дизайн", "Промышленный дизайн", "Графический дизайн") занимаются международные эксперты - критики и редакторы ведущих профессиональных изданий, а также кураторы DIA. В каждой номинации составляется шорт-лист из десяти работ, которые оценивает авторитетное международное жюри.

Что такое?

Первый вопрос, который возникает в связи с этим: "Что такое инновационный дизайн?" Видимо, дизайн может быть не инновационным. Ну да, у табуретки Первой мебельной фабрики тоже есть "дизайн", но никакой инновации в ее очертаниях нет и в помине.

Можно подойти к этому вопросу с другого бока. Инновационный дизайн - это нечто абсолютно оригинальное, чистая концепция, к реальности и нашим простым нуждам отношение если имеющая, то весьма опосредованное. Например, бумажная архитектура. Скомкал человек лист бумаги и сказал: "Вот уникальный проект дома, предназначенного для сейсмоопасных зон. Он складывается, как гармошка, за считанные минуты, а потом - после землетрясения - столь же успешно распрямляется с минимальными последствиями для жильцов". Речь идет, между прочим, о реально существующем проекте, участвующем в конкурсе. Строго говоря, это самый что ни на есть инновационный дизайн - придумать то, что невозможно. Точнее, то, что было невозможно до настоящего момента. Раз концепция родилась, значит, может быть разработана и соответствующая технология.

От нереального к рентабельному

Наверное, главное здесь даже не вопрос времени или возможности реализации проекта, а вопрос его рентабельности. На выставке (а DIA, надо отдать ему должное, - конкурс вполне престижный, социально полезный и интересный с художественной точки зрения) представлены самые разные дизайнерские работы: есть уже реализованные, есть такие, которые вполне могут или почти наверняка будут реализованы, а некоторые так и останутся проектами, потому что реализовать их можно только в страшном сне или утопии. Впрочем, "нереальные" проекты отнюдь не бесполезны с практической точки зрения (практика той же "бумажной архитектуры" это подтверждает). Во-первых, они обозначают направление, в котором работает современная человеческая мысль, во-вторых, иногда они все-таки реализуются, и тогда получаются абсолютно гениальные вещи.

Разумеется, самые "реальные" проекты, как правило, встречаются в разделе "Промышленный дизайн". Тут, к гадалке не ходи, понятно, что все должно быть предельно функционально и прагматично. Как, например, ложечка для йогуртов - практически мечта любого яппи. Чего стоит один только мобильник Communication Pillow Романа Крихели из дизайн-бюро "Проект". Телефончик 120х36х12 мм заключен в корпус из гибкого пластика. Между модулем микросхем и корпусом - прослойка из мягкого полимера. Вещь! Можно ронять, можно в задний карман брюк положить и на бревнышке посидеть, можно в руке пожамкать - ничего с этой вещью не будет. Экран гибкий, дисплей внешне почти ничем не отличается от обычной бумаги. Технология гибкого дисплея Electrowetting разработана Робертом Хейесем и Йоханом Феенстра. Словом, чума - как подумаешь, до чего мы дожили. А ведь вполне реальная штука...

Простые и хитрые категории

Cамые "нереальные" вещи красуются в разделе "Архитектурный дизайн": тут молодые дарования воротят зачастую совершенно немыслимое, от этого, впрочем, не менее красивое. Как, например, складывающийся домик или проект уличной парковки в виде сосновых шишек. Графический дизайн - самая хитрая категория. По сути, тот же промышленный, только обусловленный заданием "раскрась картинку"... книгу, афишу, пакет... Ну какая тут может быть инновация? Ан нет - забавные вещи встречаются. Например, серия подарочных пакетов для магазина виниловых пластинок "База" (оказывается, такие еще остались!), придуманная Павлом Сивохиным из Петербурга.

"Идея проста, но незабываема: из виниловых дисков сложены фигурки животных. Эти пакеты невозможно забыть. Пакеты напоминают, что одна из самых действенных коммуникативных форм - прямое сообщение, и доказывают, что для графического дизайна яркая идея подчас важнее технического решения", - вот так точно и емко прокомментировал этот проект один из экспертов жюри, основатель и редактор журнала Eye Рик Пойнор.

Выставка пройдет 23-25 июня в галерее Bulthaup

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (225) 30 мая 2005
    Индустрия развлечений
    Содержание:
    Реклама