Третий лишний

Бюджетные новинки российского автомобильного рынка 2005 года в Санкт-Петербурге будут конкурировать не столько с отечественными автомобилями, сколько с иномарками других брендов и между собой

Нынешний год для российского автомобильного рынка оказался чрезвычайно богат на новинки. В Петербурге с начала года продаются новые модели Chevrolet DAT, Chevrolet Viva, автомобили китайского производства. В мае выходят на рынок Lada Kalina, новый Ford Focus, летом к ним присоединится Renault Logan. Такой "залповый" выход новичков в самом массовом сегменте приведет к резкому обострению конкуренции на растущем российском рынке.

Между тем, по прогнозам экспертов, в 2005 году темпы роста объемов продаж новых автомобилей несколько снизятся. При этом большинство прошлогодних петербургских лидеров продаж и в этом году запланировали высокие темпы роста. В этих условиях продавцам новинок в Санкт-Петербурге придется завоевывать свою долю в нелегкой борьбе. Причем если раньше иномарки в низшем ценовом сегменте в основном конкурировали с автомобилями отечественного производства, то теперь они будут конкурировать между собой. Успех в этой борьбе никому не гарантирован.

За массовым потребителем - в очередь

Основная часть новинок сосредоточена в достаточно узком ценовом сегменте - от 8 тыс. до 12 тыс. долларов, где сконцентрирован наиболее массовый спрос.

На российском рынке основная интрига в этом сегменте связана с конкуренцией между автомобилями Волжского автозавода и дешевыми иномарками. Руководство ВАЗа сделало ставку на модель Lada Kalina и пообещало, что массовые продажи новой модели начнутся в начале лета текущего года. До недавнего времени у петербургских дилеров были представлены лишь демонстрационные образцы, а первые партии автомобилей отгружены в регионы, в том числе в Санкт-Петербург, только 17 мая. При этом отпускная стоимость базовой модификации Lada Kalina составит 7,2 тыс. долларов, а розничные цены, скорее всего, будут начинаться с 8,2-8,7 тыс. долларов. До конца 2005 года АВТОВАЗ планирует выпустить около 20 тыс. автомобилей.

Основная масса новинок в этом ценовом сегменте представлена зарубежными брендами. Еще в конце 2004 года концерн General Motors вывел на российский рынок три модели нового производителя - Chevrolet DAT - Aveo, Lacetti и Evanda. При этом Aveo в базовой комплектации стоит дешевле 10 тыс. долларов.

В феврале в автосалоны петербургских дилеров сборочного производства "GM-АВТОВАЗ" поступила новинка российской сборки - автомобиль Chevrolet Viva. Однако еще до выхода на рынок этот автомобиль подорожал более чем на 10% и переместился в сегмент автомобилей дороже 12 тыс. долларов. К тому же поставки этой модели в Петербург осуществляются пока в основном в комплектации более дорогой, чем ожидал рынок. Поэтому были случаи, когда покупатели отказывались от уже заказанных автомобилей.

В начале этого года на петербургском рынке сразу в нескольких автосалонах появились автомобили из Китая. Пока продукция китайского автопрома представлена пикапами и внедорожниками нескольких изготовителей, а инфраструктура послепродажного обслуживания только формируется. Однако модели Deer Pickap фирмы Great Wall и Pickap X3 фирмы Xinkai по цене от 10.575 и, соответственно, от 11.800 долларов также ищут своего покупателя в том же самом массовом сегменте рынка.

В мае началось серийное производство Ford Focus II на заводе во Всеволожске. Новинка уже выставлена в автосалонах петербургских дилеров. Сейчас принимаются заказы, самый ранний срок поставки автомобиля - в июле. В базовой комплектации он будет стоить даже дешевле своего предшественника - 11.720 долларов.

Чуть позже на петербургском рынке появится другой новичок - Renault Logan. Пуск сборочного конвейера нового производства московского СП "Автофрамос" произошел только 5 апреля, образцы ожидаются в июне, а заказы петербургские дилеры начнут принимать в июле. Renault Logan в самой доступной модификации будет продаваться в России за 8999 долларов, а самая дорогая версия новинки оценивается в 12.099 долларов. Если учесть, что в модельном ряду других производителей также есть модели, попадающие в этот ценовой сегмент рынка, то степень обострения конкуренции в нем может достичь небывалого для российского рынка уровня.

ВАЗ уже не для нас

В Петербурге уже два года продажи иномарок превышают продажи отечественных легковых автомобилей как по объемам, так и по темпам роста. Тем не менее генеральный директор ОАО "Питер-Лада" Владислав Рыдаев в связи с началом продаж Lada Kalina настроен оптимистично: "Из тех новинок, которые есть в наших автосалонах, особенно успешная судьба ждет Lada Kalina. В ценовом диапазоне 7-8 тыс. долларов этот автомобиль будет достаточно успешно конкурировать с иномарками-одноклассниками. И вопрос не в цене. Основные преимущества - это прежде всего разветвленная сервисная сеть АВТОВАЗа, доступные цены на обслуживание, относительно дешевые запчасти и отсутствие их дефицита".

Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу и корпоративному PR группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов не разделяет этого оптимизма и считает, что "вазовской новинке будет крайне сложно выйти на запланированные объемы продаж. АВТОВАЗ лишается своего главного преимущества - значительного ценового отрыва от иномарок-одноклассников. Lada Kalina будет продаваться практически по тем же ценам, что и Daewoo Nexia, Renault Logan и ряд других недорогих иномарок. Аргумент АВТОВАЗа - "у нас теперь такое же качество продукции, а сервис - по всей стране" - не очень убедителен. Сегодня российскому потребителю даже в нижнем ценовом сегменте есть из чего выбирать, а дилерские сети иностранных производителей активно расширяются".

В Петербурге, где достаточно развита инфраструктура сервиса иномарок, у Lada Kalina, как и у других моделей Lada, перспективы неопределенные. После очередного повышения отпускных цен дилеры отмечают снижение спроса на автомобили Lada 2110 даже весной - в период максимальной активности покупателей. Однако дилеры, как и положено им по статусу, уверены в сбытовых преимуществах своих автомобилей, а все сомнения должны адресовать конкурентам.

Однозначно о неоднозначном

Валерий Тараканов в успехе моделей брендов "Рольф" уверен: "Каких-то непредвиденных шагов со стороны конкурентов, которые радикально повлияли бы на наш бизнес в 2005 году, мы не ожидаем. "Рольф-Карлайн" является крупнейшим продавцом автомобилей Ford в Санкт-Петербурге, и появление Focus II этим летом еще более усилит позиции нашей компании на питерском рынке. Так что у "Карлайна" есть чем встретить новинки соперников, тем более что по цене Focus II и обновленный Lancer сохранят конкурентоспособность по сравнению с Chevrolet Viva и Chevrolet DAT".

Коммерческий директор компании "Атлант-М Балтика" (дилер GM) Артем Марчук предполагает, что "лидером роста продаж станут новые Chevrolet DAT, недавно появившиеся на рынке. Планы по поставкам этих автомобилей для нашего автоцентра самые большие - 900 штук. Новые модели уже значительно влияют на общий объем продаж автосалона. Автомобили привлекают тех, кому нравится яркий дизайн, возможность купить машину сразу, не записываясь в очередь. В дальнейшем ожидается только повышение спроса на Chevrolet DAT".

Новый руководитель отдела маркетинга и рекламы группы компаний "Лаура" Алексей Шальнов также ждет роста продаж автомобилей Chevrolet DAT: "У корейских автомобилей в России неплохая репутация. Это помогает раскрутке нового автопроизводителя и будет способствовать успеху на рынке". Перспективы конкурентов Артем Марчук оценивает по-разному: "Появление Renault Logan - безусловно, знаковое событие. Автомобиль займет нишу между продукцией российского и зарубежного автопромов. Появление Focus II значительно увеличит продажи Ford в этом сегменте. По нашим прогнозам, основные потери в долях рынка будут происходить у японских, французских, чешских и, возможно, немецких производителей".

Дилеры Renault только начинают раскручивать свою модель российской сборки и также оценивают перспективы этой новинки очень оптимистично. Исполнительный директор группы компаний "Петровский автоцентр" Эдуард Маркман так сформулировал свой взгляд на позицию новичков: "Ford Focus II и Renault Logan - это долгосрочные проекты, связанные с обновлением модельного ряда. Chevrolet Viva - попытка быстро выйти на рынок, развернув старый проект, но пока рынок не принял этот автомобиль из-за высокой стоимости. Chevrolet DAT - просто смена бренда. В целом новинки повлияют на структуру продаж, и, скорее всего, не в пользу Ford Focus, так как изготовитель не сможет долго удерживать низкую цену, а конкурентов с низкой ценой появится еще больше (Renault Logan, Chevrolet DAT и другие)".

Все вышеупомянутые новинки представлены уже известными в России брендами. А вот российская история китайских автомобилей только начинается.

Пока - разведчики

Китай становится все более важным игроком на мировом автомобильном рынке. Дешевая рабочая сила привлекает в эту страну иностранных производителей, которые уже не просто собирают здесь автомобили для китайского рынка, а начинают экспортировать продукцию из Китая в США, Германию и другие развитые страны.

Так, Daimler Chrysler начал переговоры об организации совместного предприятия (СП) по производству субкомпактных моделей для продажи в США. Японская компания Honda Motor Co. на автосалоне в Шанхае заявила, что ее СП в Китае начинает производство субкомпактов для экспорта. Причины такого решения понятны: час работы немецкого сотрудника завода Daimler Chrysler обходится компании в 38 евро, а час работы китайского будет стоить всего 1,5 евро.

На российский рынок пока выходят китайские автозаводы, выпускающие копии устаревших японских моделей. Внешне китайские автомобили, представленные уже в пяти петербургских автосалонах, выглядят очень привлекательно. Однако, по мнению многих специалистов, они оставляют впечатление красиво упакованной дешевизны.

Впрочем, скорее всего, не эти машины будут определять перспективы китайского автопрома в России. Валерий Тараканов считает, что "широкие продажи китайских автомобилей нового поколения, в том числе легковых, которые будут представлять собой продукты вполне современной конструкции и приемлемого качества, развернутся у нас в 2006-2007 годах. В перспективе они способны занять значительную долю российского рынка, но китайским производителям потребуется несколько лет, чтобы сформировать эффективную торгово-сервисную сеть и завоевать высокую репутацию. Пока же от китайцев ждут только демпинговых цен, но я не думаю, что на этой основе базируется их долгосрочная стратегия".

Развитие китайского автопрома идет такими темпами, что по объемам производства эта страна уже опередила многих грандов и сегодня уступает лишь США и Японии. Так что в не столь отдаленной перспективе оглядываться на китайские автомобильные фирмы придется не только изготовителям сравнительно недорогих автомобилей, но и игрокам более дорогих сегментов автомобильного рынка.

А нам не страшно

Острая конкуренция в самом массовом сегменте автомобильного рынка может оказать влияние и на ситуацию в смежном сегменте более дорогих автомобилей.

Однако большинство опрошенных петербургских дилеров, предлагающих автомобили в бизнес-сегменте, не опасаются серьезного влияния массового выхода новинок в нижнем ценовом сегменте российского рынка. Начальник отдела продаж компании "Интер Авто Тим" (дилер Toyota) Михаил Соколов так объяснил свое отношение к конкуренции со стороны более дешевых автомобилей: "Наши клиенты вряд ли выберут даже корейский автомобиль. Покупатели таких автомобилей делают только первый шаг от отечественных моделей к автомобилям иностранного производства. Покупка Toyota - это уже второй шаг, для которого надо созреть как материально, так и морально".

Однако даже если согласиться с этой оценкой, нельзя не признать, что большинство российских сборщиков иномарок чрезмерно сконцентрировались на автомобилях одного ценового диапазона, и это обстоятельство уже начинает влиять на планы строительства новых сборочных заводов. Не зря Toyota решила собирать на своем строящемся заводе модель Camry, цена которой в базовой комплектации превышает 30 тыс. долларов. Японский концерн не желает суетиться в нижнем сегменте российского рынка и рассчитывает к моменту пуска завода (в 2007 году) не только предложить свои автомобили российскому среднему классу, но и экспортировать их в Европу.

В то же время рост продаж в нижнем ценовом сегменте начинает оказывать влияние на импортеров дорогих автомобилей. Самые динамичные перестраивают ряды дилеров, предлагают новые кредитные программы, включают в модельный ряд более дешевые автомобили. Так, дилер Volkswagen "Сигма Моторс", в продажах которого превалируют модели дороже 15 тыс. долларов, начал активно рекламировать бюджетную модель Pointer, цена которой в базовой комплектации составляет 11.260 долларов.

Осторожные прогнозы

В оценках перспектив роста рынка в этом году большинство специалистов продемонстрировали редкое единодушие и осторожность. Артем Марчук сообщил: "По нашим оценкам, в 2005 году российский рынок вырастет на 50-60%. На петербургском рынке за год будет продано около 60 тыс. иномарок". Близкую оценку петербургского рынка приводят маркетологи группы компаний "Евросиб".

Валерий Тараканов также считает, что "продажи новых иномарок вырастут примерно на 50-55% (против 83% в прошлом году). Таким образом, темпы снизятся, но все равно рост будет оставаться достаточно динамичным. Основной вклад в увеличение объемов продаж внесут относительно недорогие автомобили в ценовом диапазоне от 9 тыс. до 18 тыс. долларов". По его мнению, "доля российских иномарок в продажах автомобилей иностранных брендов будет неуклонно расти и в 2010 году достигнет 45-50% рынка новых иномарок".

Учитывая, что темпы расширения масштабов производства и квоты на поставки новинок в 2005 году невелики, рискнем сделать вполне правдоподобный прогноз: даже в условиях активной конкурентной борьбы (массированных рекламных компаний, тест-драйвов и других промоакций) значительного эффекта от выхода новинок можно ожидать только в следующем году. А это значит, что в 2005 году заметного перераспределения долей на российском, в том числе петербургском, автомобильном рынке не произойдет. Но и без пострадавших, особенно в наиболее конкурентном нижнем ценовом сегменте, не обойдется. И, скорее всего, среди них окажутся автомобили отечественных марок.

Санкт-Петербург