Экономика знаний

Спецвыпуск
Москва, 27.06.2005
«Эксперт Северо-Запад» №24 (229)
Рынок ИТ-обучения в Петербурге сохраняет высокие темпы роста, однако учебным центрам уже становится тесно в регионе

Петербургский рынок ИТ-обучения вошел в фазу зрелости. Он хорошо структурирован, главные игроки давно известны, а основные ниши поделены. Бурное развитие всего рынка ИТ поддерживает высокий спрос на услуги учебных центров (УЦ), и это определяет возможность их интенсивного развития. В разных УЦ рост продаж в прошлом году составил от 10 до 50%. Пропускная способность центров растет, а за счет постоянного обновления технологий расширяется ассортимент предлагаемых курсов и учебных программ.

На нынешнем этапе чисто количественного развития достаточно: многие фирмы, особенно мелкие и средние, только начинают осваивать информационные технологии и приступают к автоматизации своего бизнеса. Им вполне хватает традиционных образовательных форматов и программ, ориентированных на изучение технологий. Однако перспектива развития рынка зависит от того, насколько чувствительными к спросу окажутся учебные центры, сумеют ли они отреагировать на запросы клиентов инновационными образовательными предложениями.

Много УЦ, хороших и разных

Большинство значимых игроков на петербургском рынке ИТ-обучения занимают достаточно определенные ниши и почти не конкурируют друг с другом. Более серьезной выглядит конкуренция между сертифицированными партнерами Microsoft (их в городе 10). По словам директора учебного центра компании " АстроСофт" Ольги Максимовой, "это заставляет учебные центры придавать все большее значение качеству обучения, в частности личности и опыту тренера".

Ни среди партнеров Microsoft, ни среди других УЦ Петербурга универсальных заведений нет. Так, учебный центр BigOne специализируется на технологиях Cisco, "Форс СПб" и МИАПО - на Oracle, Lynx BCC и "Элком" - на Sun. Есть элементы специализации и по целевой аудитории, к примеру "Академия АйТи" готовит сертифицированных администраторов и инженеров, а "Компьютерная академия SoftJoys" ориентируется на разработчиков.

Значительная часть петербургских УЦ - центры при системных интеграторах и других ИТ-компаниях ("Академия АйТи", "АстроСофт", "Белтел", "ЛАНК", "Поликом Про", "Эврика", Digital Design и др.). Изначально они создавались для оказания клиентам дополнительных услуг, но сейчас многие из них занимаются полноценной образовательной деятельностью. Клиентская база таких организаций - исключительно или преимущественно корпоративные заказчики, которым предлагаются краткосрочные курсы, в основном по конкретным технологиям.

Независимых УЦ в городе немного, и это неудивительно: крупные игроки на ИТ-рынке заинтересованы в том, чтобы самостоятельно обучать своих клиентов, а заодно и привлекать новых заказчиков. Такие компании обычно не останавливаются перед затратами на сертификацию центра и преподавателей, оборудование, учебные материалы и конкурировать с ними непросто. Кроме того, и сами независимые центры стремятся диверсифицировать бизнес за счет консалтинга и системной интеграции.

Ряд учебных центров работают при вузах (ЛИМТУ, Политехе и др.) и среди клиентов таких УЦ доля частных лиц выше. Помимо коротких курсов вузы предлагают длительные программы, заканчивающиеся второй дипломной квалификацией или дополнительным сертификатом к диплому. В УЦ при вузах цены ниже, ассортимент курсов часто тяготеет к обучению пользователей. Формат преподавания - утренние или вечерние занятия.

Директор учебного центра BigOne Владимир Княжицкий подытоживает: "Петербургский рынок ИТ-обучения, в отличие от московского, хорошо сегментирован. Идеология большинства центров заключается в том, чтобы найти свою нишу и развиваться в ней. Это устойчивый, но не сверхприбыльный бизнес". Поэтому московские компании, выходящие на рынок Петербурга - основные конкуренты питерских УЦ, - сталкиваются с серьезными трудностями. Такая экспансия, по мнению директора петербургской "Академии АйТи" Марии Батаковской, обычно оказывается успешной, когда новый центр открывается для обслуживания конкретных клиентов (чаще тоже московских).

За пределами стандарта

Насыщение рынка привело к тому, что "белых пятен" на карте практически не осталось: сильные игроки предлагают до 300 курсов по весьма разнообразной тематике. Основная масса этих программ - авторизованные курсы, разработанные крупными вендорами ПО и оборудования (Cisco, Microsoft, Nortel, Novell, Oracle, Sun и др.). Безусловные лидеры в этой сфере - Microsoft и Oracle, программы которых занимают более половины рынка. В целом, по словам Владимира Княжицкого, курсы по ПО сейчас более востребованы, чем курсы по работе с оборудованием.

Авторизованные программы обычно рассчитаны на три-пять дней интенсивных занятий. Некоторые УЦ выстраивают тематически связанные курсы в треки из четырех-восьми программ. Прохождение такого трека дает подготовку (хотя и не является обязательным) для сдачи экзаменов на профессиональный сертификат, причем УЦ иногда предоставляют скидки на экзамены при оплате за трек.

Как считает Мария Батаковская, авторизованные курсы скомпонованы так, что покрывают основные потребности в ИТ-обучении: "Это курсы, нацеленные на то, чтобы изучить продукт, структурировать знания и опыт, продемонстрировать неочевидные возможности продукта". Тем не менее их не всегда бывает достаточно: не хватает реальной практики применения технологий или, напротив, более фундаментальных знаний, не привязанных к конкретному продукту. Эту проблему учебные центры решают по-разному. Можно (и это делают почти все) проводить корректировку авторизованных курсов под аудиторию. Однако формат обучения жестко задается вендорами, оставляя возможность минимальной подстройки.

Восполнить пробелы в авторизованных программах могут собственные методические разработки, адаптированные к отечественной практике. К примеру, в учебном центре компании "Форс СПб" серьезное внимание уделяется авторским разработкам по технологиям Oracle. Руководитель отдела продаж и маркетинга "Форс СПб" Светлана Цыганкова рассказала, что эти курсы основаны на общепринятых требованиях к объему знаний по соответствующим специализациям, но включают личный опыт преподавателей, изучение недокументированных возможностей, а также расширенные практические занятия.

Как говорит Ольга Максимова, "существует тенденция к снижению технической насыщенности ряда авторизованных курсов, и многие заказчики требуют большего. Именно поэтому "АстроСофт" и разрабатывает авторские программы в расчете на определенные группы клиентов". В то же время, к примеру, в "Академии АйТи" авторские курсы касаются вопросов методологии ИТ-проектов, ИТ-сервисов, ИТ-менеджмента. "Авторские учебные курсы имеют преимущество перед авторизованными, если речь идет об узкоспециализированных, технических темах, - отмечает PR-менеджер компании "Поликом Про" Анастасия Соколова. - Они также удобны при организации корпоративного обучения".

Однако авторские курсы все-таки должны быть прикладными, построенными на изучении реальных технологий, которые быстро меняются. У крупных вендоров обновлением курсов занимаются специальные команды, наши же УЦ не могут себе этого позволить. В итоге авторские курсы более уместны в ПО, где серьезные изменения происходят реже, чем в сфере аппаратного обеспечения, поэтому методический материал обновляется вовремя.

Другой вариант - корпоративные программы, "заточенные" под конкретного заказчика. По словам Светланы Цыганковой, обычно при подготовке подобной программы речь идет об индивидуальной компоновке тем в сочетании с разработкой дополнительных блоков, не предусмотренных в готовых программах. В принципе, учебные центры готовы предоставлять такие услуги, но, как отмечает Мария Батаковская, заказывают корпоративные программы нечасто: ассортимента авторизованных и авторских курсов оказывается достаточно. Кроме того, лишь у крупных заказчиков хватает специалистов для формирования учебной группы, под которую может подстраиваться программа.

Цена и качество

Авторизованные курсы дороги: УЦ должен приобретать у разработчика учебные материалы и выплачивать лицензионные отчисления, проходить сертификацию и обучать преподавателей. Конечно, сертифицированные курсы дают систематизированные знания, а наличие сертификатов у сотрудников повышает престиж компании-заказчика. С другой стороны, такие бонусы нужны далеко не всем клиентам, и поэтому наблюдается устойчивый спрос на менее дорогие программы.

Экономные заказчики обращают внимание на авторские курсы, которые в среднем дешевле авторизованных. В то же время популярностью пользуются значительно более дешевые "серые" курсы - программы, скопированные с фирменных учебников тех же Microsoft или Oracle. Такие курсы нередко предлагают устаревшие знания, а о выдаче официального диплома в этом случае и речи нет. Однако определенную часть клиентов это устраивает.

Некоторым компаниям отсутствие у сотрудников стандартных сертификатов как раз на руку, ведь получение международной квалификации повышает их значимость на рынке труда. По словам Владимира Княжицкого, порой заказчики просят УЦ не выдавать сертификатов, опасаясь, что сотрудник перебежит к конкурентам. Впрочем, существование "серых" курсов почти не сказывается на бизнесе сертифицированных центров. Это иной ценовой сегмент, и потребитель у таких учебных программ совсем другой.

"Серые" курсы опасны тогда, когда они копируют собственные программы других центров. "Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда наши авторские разработки в сфере ИТ-обучения применялись конкурентами, - говорит Анастасия Соколова. - Безусловно, это наносит ущерб нашей деятельности, и единственным решением проблемы мы считаем повышение качества своих образовательных услуг".

Возможности экспансии

Приближение рынка к точке насыщения ставит перед УЦ вопрос о развитии бизнеса. "Спрос на рынке ИТ-обучения уже успел стабилизироваться, и я думаю, что в ближайшее время ждать сколько-нибудь значительного роста не стоит", - считает Анастасия Соколова. Следовательно, без диверсификации деятельности учебным центрам не обойтись. Логичным выходом кажется расширение ассортимента предлагаемых курсов, однако здесь есть весьма серьезные ограничения. Сертификация по каждому направлению обучения недешева, а хороших преподавателей на рынке мало. К преподавателю теперь предъявляются повышенные требования: он должен быть не только высококлассным ИТ-специалистом, но и умелым педагогом.

В результате широкий набор курсов могут предлагать учебные организации с разветвленной региональной сетью ("Академия АйТи", "Сетевая академия ЛАНИТ"), где пул преподавателей - общий на все филиалы и тренеры из одного региона привлекаются для чтения курсов в другой. По словам руководителя учебного центра компании "Белтел" (курсы по продуктам Nortel) Людмилы Локтевой, "если клиентам необходимы программы, которых нет в перечне предлагаемых курсов нашего учебного центра, то мы можем организовать обучение с участием приглашенного тренера европейского учебного центра Nortel". Удобный вариант для УЦ - вступить в альянс с более крупными центрами, например "АстроСофт" предлагает ряд курсов в содружестве с московской компанией IT Expert. Учебные центры, не имеющие таких возможностей, вынуждены расширять тематику программ более медленными темпами или оставаться в рамках специализации.

Более продуктивной стратегией оказывается выход за пределы региона. Петербургские УЦ систематически наращивают свою активность в других регионах страны, причем не ограничиваются Северо-Западным округом. Так, у "Академии АйТи" в прошлом финансовом году 58% продаж пришлось на Петербург, 13% - на Северо-Запад и 27% - на другие регионы. По словам Людмилы Локтевой, доля петербургских компаний в числе клиентов УЦ Beltel не превышает 20-25%. Для многих региональных заказчиков выбор между Москвой и Петербургом в географическом смысле уже не значим, а качество работы петербургских УЦ довольно высоко. Как считает Ольга Максимова, компании из регионов часто используют обучение в Петербурге как элемент мотивации сотрудников.

Дорога в будущее

Однако для полноценного развития петербургским УЦ нужно не просто наращивать продажи, но выходить на рынок с новыми образовательными форматами. Самое главное, что изобретать здесь ничего не надо: достаточно посмотреть на мировые тенденции ИТ-обучения. Первая из них - бурное развитие дистанционного образования.

Дистанционное ИТ-образование уже появляется в Москве, но Петербург в этом отношении пока отстает. Помимо неготовности заказчиков развитие дистанционного обучения тормозят технические сложности. По словам Владимира Княжицкого, эта система должна поддерживаться мощным программно-аппаратным комплексом, а такие комплексы дороги и непросты в освоении. Кроме того, дистанционное обучение далеко не всегда вписывается в профиль УЦ. Оно теряет смысл, если акцент в обучении делается на практику и личный опыт, а не на стандартизованные знания о продуктах, или если компания ориентируется на обучение клиентов, для которых провела работу по автоматизации.

Сертифицированные авторизованные курсы довольно хорошо поддаются переводу в дистанционный формат (например, в арсенале компании Thomson NETg - около 2 тыс. дистанционных курсов по ИТ-тематике). Значит, можно прогнозировать рост интереса к этой форме обучения в ближайшие несколько лет. По мнению Марии Батаковской, сегодня уже существуют качественные дистанционные курсы, хотя их эффективность, разумеется, ниже очных. Использовать их целесообразно при обучении больших групп людей в территориально распределенных структурах.

Другой общемировой тренд - развитие образовательных программ для ИТ-менеджеров. Это курсы и комплексные программы на стыке информационных технологий и управления, которые обычно не связаны с анализом отдельных продуктов: курсы по управлению проектами, сервис-менеджменту, управлению качеством, ИТ-безопасности и т.д. Сейчас такое обучение ограничивается разрозненными программами или даже однодневными семинарами, а вопросы методологии традиционно решаются в рамках консалтинга.

Такая ситуация прямо связана с авторитетом ИТ-директора: полноценных CIO в России все еще мало. Но значимость этой специальности постоянно растет, и петербургские УЦ начинают продвигать программы для ИТ-менеджеров как самостоятельно, так и в сотрудничестве с московскими образовательными учреждениями. Например, "Академия АйТи" совместно с Государственным университетом управления предлагает дистанционную программу e-MBI (MBA со специализацией в области ИТ), а УЦ "АстроСофт" вместе с IT Expert проводит курсы по сервис-менеджменту для руководителей ИТ-служб.

Разумеется, объективно существует отставание от западной и московской практики. Однако у петербургских учебных центров есть предпосылки к тому, чтобы это отставание планомерно сокращать. Для этого нужно не только внимательно относиться к потребностям клиентов и следить за тенденциями рынка, но с готовностью идти на инновации.

Санкт-Петербург

Формы ИТ-обучения в Санкт -Петербурге

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (229) 27 июня 2005
    Кризис на рынке недвижимости
    Содержание:
    Самостоятельная работа

    Кризис на рынке жилищного строительства Петербурга возник под воздействием как рыночных, так и внерыночных факторов. От того, какие уроки извлекут из этого застройщики и власти, будет зависеть будущее строительного комплекса города

    Реклама