Наши стрелки

Часы вчера и сегодня - великолепная константа, не подверженная влиянию времен, - олицетворение человеческого прогресса и связи поколений


Дмитрий Игнатьев
Dubey&Shaldenbrand - марка малоизвестная, но среди знатоков ценится за исключительный дизайн.

Мир явлений состоит из аксессуаров: свита делает короля. Без них не могут обойтись даже небожители, аксессуары представляют собой атрибуты их ролевых функций. Аксессуарами Зевса являются молнии, Посейдона - трезубец и сеть, Афины - меч и шлем (странно, кстати, для воплощения мудрости). В действительности аксессуары есть, по сути, овеществленные качества и энергии, и даже банальная дамская сумочка изначально имеет сакральные значения. Что уж говорить о таком универсальном аксессуаре, как часы. Универсальны они отнюдь не потому, что с их помощью люди отмеряют свое и чужое время, а иногда, подобно героям Жюль Верна, разводят костер на необитаемом острове, а потому, что часы воплощают связь человека с Солнцем, Луной и Землей - главными элементами универсума. И в этом смысле они - самый сакральный из всех доступных человеку аксессуаров.

Более того, часы - самый демократичный аксессуар, как это ни покажется смешно. Подлинный символ индивидуальной человеческой свободы. Ведь вся история часов есть история того, как человек похищал время у природы, религии и власть предержащих. В древности, когда люди отмеряли время солнечными и лунными часами, время принадлежало богам. Когда были изобретены шестеренки, способные вращаться под действием противовесов в такт движению Земли и небесных светил, время приватизировали Церковь и государство, поместив часы на городских ратушах. И лишь с появлением маленькой механической пружины человек (деловой человек! - мещанин) изъял время в индивидуальное пользование, поместив часы в кармашек своего жилета и уподобившись тем самым небожителю.


Андрей Дасковский

Поначалу на циферблате личных часов фигурировала всего одна часовая стрелка, затем человек дифференцировал время на минуты, а вскоре после этого посредством драгоценных камней, нивелировавших силу трения, и более чуткой механики он раздробил его на секунды. История часов - это, по сути, история прогресса техники и сознания.

Это было недавно...

Можно сказать, что общество начало свой отсчет как раз с того момента, когда время оказалось у человека в кармане. Попутно часы превратились в социальный код - элемент сложной системы сигналов, по которым индивидуумы распознают статус, происхождение, вкусы, достаток и прочие социальные характеристики. И по этой причине часы, ознаменовав своим рождением некий либеральный прорыв в истории, неизбежно стали самым консервативным аксессуаром. Такова, собственно, логика буржуазного общества.


Веками за часами Vacheron& Constantin закреплялось реноме, которое неизменно позиционирует их обладателя как человека с утонченным вкусом и подлинным чувством меры

С некоторых пор, с начала ХХ века, если быть точным, часы стали не только механизмом исчисления утекающего времени, но и украшением. Заслуга в этом принадлежит главным образом французскому дизайнеру Луи Картье, потомку знаменитой династии ювелиров. Именно он первым начал изобретать оригинальные формы часов, такие как "танк" или "черепаха", он же привнес в часовой дизайн элементы моды, декоративного и ювелирного искусств. И с его легкой руки часы украсили женские запястья.

Тем не менее в деловом мире отношение к часам не претерпело изменений. Это, пожалуй, - единственный атрибут, по отношению к которому даже либерал (конечно, мы говорим о деловом человеке) проявляет последовательный консерватизм. Отношение это в известной степени мифологизировано и имеет вполне культовый оттенок.

Типичное проявление подобного культа - передача фамильных часов по наследству. (Разумеется, сразу приходит на память искрометная, трогательная и в то же время чудовищная в своей иронии сценка из "Криминального чтива".) Традиция эта в русском бизнес-сообществе пока не возродилась, и тому есть свои объяснения: а) в России период первичного накопления еще не завершился, б) дети новых капиталистов еще не выросли: вот когда вырастут, тогда и получат на память свои "циферблаты", в такой же торжественной обстановке, как и карапуз из тарантиновской эпопеи...


Patek Philippe - безусловно, самая престижная марка часов.  Эксклюзивные модели собираются годами...

Здесь и сейчас...

Если локализовать сюжет, то теоретически отношение к часам у петербургского бизнеса должно выявлять наиболее типические его черты, среди которых пресловутая северная сдержанность и в то же время - определенный "имперский" снобизм... На практике все оказывается далеко не так: петербургские вкусы, безусловно, корректны, но вполне вписываются в общемировые тренды. Что объяснимо.

Во-первых, часы относятся к индустрии "люкс", живущей по законам моды, пусть мужская мода и более консервативна. Собственно, так было всегда, и нет ничего удивительного в том, что Онегин носил Breguet и что Breguet с некоторых пор носят снова. С другой стороны, часы, как уже сказано, входят в систему социальных кодов, а она вполне строга и точна, и какие-либо локальные традиции не могут ее сильно скорректировать. В деловой среде мода и тренды вынуждены строго и максимально точно вписываться в общепринятую, веками выработанную систему социальных сигналов. И даже если человек не знает, что такое семиотика и чем она занимается, он будет подсознательно эти сигналы улавливать и пытаться смоделировать свое поведение адекватно.


Часы Breguet не спутать ни с какими другими благодаря их стрелке - ее форма остается неизменной на всех моделях легендарной марки

Один из важнейших смыслов ношения часов - фиксация преемственности поколений, или, иначе говоря, связи между различными отрезками времени. Не случайно так престижно иметь "вечные" часы, ведь они будут символизировать то, что их обладатель победил время и хочет увековечить себя в традиции и в будущих поколениях, которым достанутся эти часы.


С начала ХХ века часы стали украшением, а также феноменом женской моды. Заслуга принадлежит французскому дизайнеру Луи Картье

Одна модель часов для современного делового человека в силу строгости этикета уже вряд ли может быть многофункциональной. Очевидно, что бизнесмену неплохо иметь несколько пар часов для разных ситуаций. Для работы - так называемая партикулярная модель. Классическая, желательно одной из четырех топ-марок (Patek Philippe, Vacheron&Constantin, Audemars Piguet и Breguet), но при этом она не должна быть излишне дорогой. Вторая пара - в стиле casual - для ситуаций "без галстука". Для неофициальных встреч, театра. При этом стилистически именно эти часы будут универсальны - чтобы подходили и к твидовому пиджаку, и к кожаной куртке. Они могут быть и с некоторым спортивным уклоном, и с акцентом в декоративную сторону, это бывают и очень дорогие часы со сложными функциями, здесь все зависит от имиджа и возможностей.

И, наконец, часы для загородного или пляжного отдыха - недорогие, но при этом дизайнерские. Идеальный вариант в данном случае - пластиковые Swatch. Появление на пляже в дорогих золотых часах смотрится нелепо. Подобным жестом человек подспудно демонстрирует, что он быстро и сказочно разбогател и хочет всем засвидетельствовать, насколько он крут. Ассоциации в этой связи возникают вполне понятные. Кроме того, здесь присутствует функциональный момент - часы на том же пляже легко забыть, потерять. О пластмассовых жалеть не будешь.

Для всех видов деятельности должен подбираться особый аксессуар. Часы нам нужны всегда, а ситуаций много. Поэтому желательно иметь несколько пар, и каждая будет представлять собой определенное ситуационное клише.