Новая форма

Защищая свои коммерческие интересы методами прямой демократии, петербургский бизнес объективно способствует развитию современного гражданского общества

В конце 2004-го - 2005 году в Санкт-Петербурге наметилась примечательная тенденция - бизнес начал все чаще использовать механизмы гражданского общества для решения своих отраслевых проблем. Яркими примерами здесь служат недавние шумные акции предпринимателей в связи с постановлением правительства Санкт-Петербурга о ликвидации торговых павильонов на остановках городского транспорта, а также представителей транспортных компаний, публично выступавших против дискриминационной в отношении малого и среднего бизнеса реформы городского общественного транспорта. По словам сопредседателя Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса (АПМБ) Марины Журавлевой, в последней по времени, апрельской акции владельцев остановочных павильонов участвовало более 1500 человек.

С чего бы это?

Усиление общественной активности предпринимателей объясняется разными причинами. Несомненно, тут играют роль и повышение уровня социальной культуры в самой деловой среде, и укрепление в ней горизонтальных связей, и постепенное изживание традиционного для россиян страха перед властью (раньше бизнесмены боялись мести властей за проявление нелояльности), и все более нетерпимое отношение к коррупционным методам решения корпоративных проблем. На энтузиазм предпринимателей, безусловно, повлиял и успех бунта пенсионеров в начале года в связи с монетизацией льгот. Стимулировала общественную активность делового сообщества и проводимая центром политика укрепления властной вертикали, в рамках которой чиновники как федерального, так и регионального уровней при регулировании правил игры в бизнесе все чаще прибегают к силовым методам. Предприниматели понимают, что при такой политике метод индивидуальных переговоров с чиновниками (в том числе традиционный способ покупки нужного решения с помощью взяток) неэффективен. Это стимулирует бизнес к использованию коллективных методов защиты.

Активность отраслевых ассоциаций и союзов в самых разных отраслях экономики начала заметно расти, а число самих ассоциаций - увеличиваться. По данным исследования, проведенного Институтом предпринимательства и инвестиций совместно с Фондом Евразия, только за последние три года число действующих в России бизнес-объединений выросло более чем на треть. В Петербурге их сегодня около 30.

Разумеется, собираясь в союзы и ассоциации, предприниматели заботятся главным образом о защите своего бизнеса, своей собственности. Не пришло еще то время, когда они будут активно отстаивать интересы всего общества (способствовать прозрачности и честности избирательных технологий, укреплению свободы слова в СМИ и т.п.), однако и нынешняя их общественная деятельность объективно развивает гражданское общество.

Во-первых, своими протестными акциями они призывают власти отказаться от применения нецивилизованных методов управления. Хотя предприниматели имеют в виду конкретные рынки (в частности, розничной торговли и пассажирских перевозок), протест против таких методов полезен обществу сам по себе, ибо те же методы применяются властями во всех сферах жизни. Во-вторых, используя инструменты прямой демократии, предприниматели формируют в сфере экономики отношения, развивающиеся независимо и автономно от государства (напомним, что совокупность таких отношений и формирует, по определению, гражданское общество). В-третьих, бизнес, используя свои финансовые и организационные ресурсы, способствует модернизации форм прямой демократии.

Методы меняются

Характерная деталь: публичные формы защиты корпоративных интересов применяют главным образом новые союзы и ассоциации, в то время как старые (созданные в 1990-х годах или даже сохранившиеся со времен советской власти) предпочитают кулуарные переговоры с властями: хождение по кабинетам, в лучшем случае - апелляция к депутатам с просьбой внести поправки в законы.

Cледует признать, что непубличные методы воздействия на власть, ради чего предприниматели тоже используют свои общественные организации (и потому это также является механизмом гражданского общества), иногда приносят впечатляющие результаты. Так, некоммерческому партнерству "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" удалось повлиять на процесс принятия в 2003 году закона о системе уплаты акцизов на продажу топлива. "Как только проект соответствующего закона появился, мы сразу же подключились к процессу его обсуждения в Государственной думе, - рассказывает Олег Ашихмин, президент НК "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга". - В результате в конечной редакции закона был учтен целый ряд наших замечаний". Известны и другие подобные примеры, причем не только на федеральном, но и на петербургском уровне. Например, в процессе прямого сотрудничества КУГИ с Ассоциацией риэлторов в середине 90-х годов в Петербурге была разработана нормативная база, регулирующая городской рынок недвижимости. В новейшие времена ассоциации строительных компаний совместно с администрацией Валентины Матвиенко разработали новые правила предоставления пятен под застройку.

В то же время, отмечает вице-президент строительного объединения "Союзпетрострой" Лев Каплан, возможность консультаций с представителями власти "целиком зависит от доброй воли конкретного чиновника". Такая схема сотрудничества в корне отличается от практики большинства развитых стран, где право бизнеса лоббировать свои интересы закреплено законодательно. Во Франции, например, третья палата Законодательной ассамблеи (аналог нашей Торгово-промышленной палаты, включает в себя отраслевые ассоциации предпринимателей) имеет право наложить вето на любой законопроект.

Российские органы власти, в отличие от французских, пока имеют возможность игнорировать мнение бизнес-сообщества. Более того, недостатки законодательства используются ими как инструмент госрэкета. "Когда готовится тот или иной законопроект, завинчивающий гайки бизнесу, он сначала озвучивается, а потом, якобы с большой неохотой, отдается на доработку соответствующей ассоциации. Цель чиновников состоит в том, чтобы получить мзду за отказ от драконовской инициативы. И чем более она абсурдна, тем дороже обойдется бизнесу отказ чиновников от ее внедрения", - говорит один из наших собеседников (пожелавший остаться неназванным).

В результате назрела необходимость расширить спектр применяемых методов. "Бизнес понял, что для более эффективного отстаивания своих интересов необходимо искать новые формы диалога с властью", - считает Олег Ашихмин. Предприниматели все больше проникаются доверием к силе общественного мнения, и их ассоциации все чаще используют СМИ, прибегают к публичным акциям.

Эффект публичности

Применение публичных форм потребовало обновления методов работы бизнес-объединений. При этом они не просто перенимают опыт у социально ориентированных общественных структур (политических партий, профсоюзов и т.п.), но и пытаются усовершенствовать технологии, используя для усиления эффекта приемы, давно применяемые в развитых странах мира. Например, во время одного из митингов предпринимателей у Смольного по близлежащей площади ездили маршрутные такси с закрепленными на крышах автомобилей символическими гробами, на которых было написано: "Малый бизнес", "Торговые зоны". В заключительной части митинга было сожжено чучело бюрократа. Оформление протестной акции в виде театрализованного шоу очевидно усиливает всеобщее любопытство, привлекает СМИ. Воздействие на общественное мнение при этом (как показывает западный опыт) значительно усиливается.

Характерна и растущая солидарность различных профессиональных корпораций. Упомянутую театрализованную акцию у Смольного проводили совместно две общественные организации - выражающая интересы транспортников Ассоциация независимых перевозчиков Санкт-Петербурга и Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, представлявшая владельцев остановочных павильонов. Во время митинга обиженные реформой в своей отрасли транспортники на своих "маршрутках" разместили лозунги в защиту торговцев, конфликтующих с администрацией по собственным причинам.

Очень важно, что организаторы таких шоу избавлены от стандартных для партий и профсоюзов финансовых проблем. Поскольку акции проводят предпринимательские организации, обладающие более или менее значительными ресурсами, они могут себе позволить применение весьма затратных современных методов привлечения общественного внимания. В этом - несомненное преимущество деловых ассоциаций перед другими типами общественных организаций. Еще одно их преимущество связано с более высокой (по сравнению с партиями и профсоюзами) организационной культурой: предприниматели в силу специфики своей профессиональной деятельности обладают навыками эффективной организации процессов, ориентированных на конкретный результат. Поэтому им проще, чем их коллегам по общественной деятельности, осваивать современные технологии гражданского общества. Все это повышает эффективность усилий предпринимательских организаций по внедрению таких технологий в российскую практику, а следовательно, значительно ускоряет развитие в нашей стране современного гражданского общества.

Курс на современные стандарты

Активизация общественной активности предпринимателей имеет еще одно позитивное следствие. Дело в том, что стремление предпринимателей привлечь на свою сторону широкую общественность автоматически ставит их перед необходимостью создания благоприятного имиджа. Как говорит, например, исполнительный директор Ассоциации игорного бизнеса Санкт-Петербурга Алексей Случаев, одной из главных целей этого сообщества является "реабилитация игорного бизнеса в глазах населения, которое все еще думает, что этот бизнес - бандитский". Игорный бизнес отнюдь не исключение в этом смысле: у значительной части россиян мнение о бизнесе как таковом до сих пор определяется воспоминаниями о временах "дикого капитализма" 1990-х годов и чисто советской неприязнью к "буржуазным ценностям". Задачу по реабилитации своего бизнеса в свое время пришлось решать и Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга (огромное число мошенничеств в сделках с недвижимостью в 1990-х подорвало доверие населения к риэлторскому бизнесу), и "Нефтяному клубу".

Для того чтобы развеять негативные стереотипы, предпринимательскому сообществу прежде всего необходимо создать цивилизованные рынки с четкими правилами игры и обязательными для всех участников стандартами работы. Решение этой задачи само по себе чрезвычайно актуально для России, ибо способствует приближению предпринимательской культуры к современным стандартам. А то обстоятельство, что соответствующую работу должны выполнять сами предприниматели, без непосредственного участия государства, также способствует развитию гражданского общества.

Задача повышения предпринимательской культуры на рынках декларируется в уставах практически всех петербургских бизнес-объединений. Однако говорить о масштабных успехах пока рано.

Тормозят процесс как объективные факторы (отсутствие закона о так называемых саморегулируемых организациях, которые в развитых странах обеспечивают поддержание стандартов работы на рынках), так и субъективные.

В первую очередь речь идет о неумении самих ассоциаций организовать осмысленную планомерную работу. "В жизни большинства отраслевых объединений, как правило, есть два периода, - говорит Олег Ашихмин. - Первый связан с тем, что участники рынка начинают объединяться при возникновении каких-либо проблем. Как только эти проблемы решаются, начинается второй период, связанный с постепенным упадком ассоциации. К сожалению, не многие понимают, что для успешного решения проблем нужна постоянная работа, в значительной степени профилактическая". Особенно важна такая работа для создания положительного имиджа бизнеса в конкретной сфере: он не может быть создан за короткий срок. Между тем, по имеющейся информации, из всех зарегистрированных в Петербурге бизнес-объединений постоянно работают не более десятка.

Еще одним фактором, снижающим эффективность работы бизнес-объединений, является разобщенность делового сообщества. На ряде петербургских рынков существует несколько соперничающих общественных организаций, которые используются их членами в ходе тривиальной конкурентной борьбы. В результате бизнес-сообщество оказывается не в состоянии представить властям консолидированное мнение по проблемам, волнующим всех.

Перспективы обнадеживают

Впрочем, как утверждают наши собеседники, постепенно отходят в прошлое и практика индивидуальной работы компаний с властями, и главенство метода кулуарного лоббирования корпоративных интересов предпринимательскими ассоциациями. Все большую популярность в деловой среде приобретают публичные технологии гражданского общества.

Эти технологии оказываются более эффективными, чем те, что применялись раньше: затраты меньше, а результатов удается достигать довольно быстро. Так, например, Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга за короткое время сумела добиться переноса сроков ликвидации остановочных павильонов на полгода, а Ассоциации независимых перевозчиков Санкт-Петербурга своими публичными акциями удалось так настроить общественное мнение, что власти не смогли, как это часто бывало, спустить конфликт на тормозах. В ситуацию было вынуждено вмешаться Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы и в результате суд вынес решение о признании конкурса по распределению транспортных лотов незаконным.

Эффективность публичных методов предпринимательских ассоциаций своеобразно признают и власти. "В одной из районных администраций людям по очереди предлагали выйти из ассоциации, обещая взамен предоставить хорошие места для торговли, - свидетельствует Марина Журавлева. - Такая реакция говорит о том, что наши усилия не напрасны". Нет сомнений, что вдохновленные первыми успехами предприниматели продолжат осваивать технологии гражданского общества, демонстрируя новый, весьма конструктивный подход к вопросу о социальной ответственности бизнеса.

Санкт-Петербург