Не только имидж

25 июля 2005, 00:00
  Северо-Запад

Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России (Москва), консультант проекта:


Сергей Литовченко

- Еще в 2003 году, когда Ассоциация менеджеров России проводила исследование "Корпоративная культура, инновации и управление изменениями", стало ясно: деловое сообщество воспринимает культуру как важнейший инструмент развития компании и видит необходимость его оттачивать. Тогда от корпоративной культуры ждали позиционирования компании на рынке, укрепления бренда, формирования репутационной составляющей капитала фирмы. Сегодня отношение менеджеров к культуре изменилось: они видят, что возможности этого инструмента не ограничиваются решением приведенных выше имиджевых задач.

Все актуальнее становится проблема создания единой корпоративной культуры в условиях слияния и поглощения компаний: от того, насколько сильна и привлекательна корпоративная культура поглощающих фирм, зависит успех объединения и эффективность совместной деятельности. Культура также чрезвычайно важна, когда российский бизнес выходит на международные рынки: она становится инструментом достижения взаимопонимания подразделений (или нескольких входящих в группу фирм), расположенных в тысячах километров друг от друга. С этой точки зрения трудно переоценить роль внутреннего PR и корпоративных СМИ компаний.

В то же время часто встречается заблуждение, в соответствии с которым, проводимая департаментами PR и персонала работа - набор мероприятий, будь то празднование дня рождения компании или выезд на тренинги по командообразованию, - считается корпоративной культурой как таковой. Указанные мероприятия могут входить в число элементов по формированию культуры, но не подменяют ее. Корпоративная культура подразумевает определенную атмосферу и настрой в компании, что непосредственно связано со стратегией фирмы и стандартами профессионального поведения ее сотрудников. В этой связи приходится констатировать, что многим российским компаниям пока не удается ключевая вещь - за счет масштабной программы изменения корпоративной культуры настроить коммуникации и провести подбор персонала таким образом, чтобы люди были более эффективными, а коммуникации - более результативными.