Уже не винтики

29 августа 2005, 00:00
  Северо-Запад

Большинство собственников и менеджеров российских компаний если и знают о борьбе работников за свои права, то исключительно по пройденной когда-то школьной программе "История капитализма" или картинкам из "ящика", показывающего забастовки летного персонала British Airways. В условиях, когда высокооплачиваемые рабочие места были наперечет, лишь единицы задумывались о том, что работник является полноправным участником бизнес-процесса. А уж понимания истины, что качество трудового ресурса может быть на рынке либо серьезным преимуществом, либо серьезным недостатком, не было вовсе.

Руководители в основном относились к своим сотрудникам, как к винтикам, которые в случае чего можно механически поменять на другие. Поэтому и интересы работников стояли на одном из последних мест, и любые свои менеджерские просчеты работодатель мог компенсировать за счет сотрудников.

Однако происходящие в стране перемены в корне меняют ситуацию. В условиях экономического роста, обострения конкурентной борьбы и усиливающегося дефицита кадров трудовые ресурсы приобретают все большую стоимость. И осознание работниками своей ценности изменило вектор отношений в трудовых спорах, и все чаще преимущество в ходе конфликта оказывается не на стороне работодателя. Причем ситуация пока развивается по линии "конкретный работник - работодатель", но всемирные законы эволюции никто не отменял и конфликт в формате "работодатель - коллектив" неизбежен.

Пока в большинстве компаний вопросы мотивации сотрудников решаются на пещерном уровне. И уж тем более мало кто в состоянии использовать во благо компании независимые профсоюзные объединения. Однако антагонизм между работодателем и работником может иметь как деструктивный, так и конструктивный характер. В каком направлении будут выстраиваться эти отношения, во многом зависит от работодателя, поскольку именно он должен определять правила игры, выстраивая стратегию развития своего бизнеса.