Последний оплот пал

Москва, 05.09.2005
«Эксперт Северо-Запад» №33 (238)
Высокие темпы роста продаж новых иномарок на российском рынке связаны с расширением объемов их реализации в провинции

В течение последних трех лет темпы роста рынка продаж новых легковых иномарок с завидным постоянством превышают прогнозы экспертов. Первое полугодие 2005 года не стало исключением: рынок вырос почти на 70% вместо ранее прогнозируемых 50-60%, всего же в России было реализовано около 250 тыс. новых иномарок (без учета Chevrolet Niva). Рост продаж, превышающий средние темпы роста рынка, характерен для моделей, конкурирующих с российскими марками. Это привело к снижению спроса на отечественные автомобили и вызвало спад производства на автозаводах, чего раньше на растущем российском рынке не наблюдалось.

Привычка к хорошему

Анализ итогов российских продаж легковых иномарок показывает, что по темпам роста бренды можно разделить на две основные группы. В первой группе рост продаж ниже средних данных по рынку, во второй - превышает средние показатели. При этом специалисты отмечают тенденцию к повышению средней цены покупаемой россиянами новой иномарки, которая, без учета иномарок российской сборки, составляет уже 31,6 тыс. долларов. Большинство петербургских дилеров утверждают, что средние цены иномарок растут преимущественно за счет выбора автомобилей более дорогой комплектации.

В первой группе в основном сосредоточены марки, представляющие автомобили бизнес- и премиум-сегмента. Здесь темпы роста продаж обеспечиваются за счет автокредитования, а также переориентации спроса с подержанных иномарок на новые современные модели (влияние этих факторов практически исчерпало свой потенциал). Типичными представителями этого класса можно считать автомобили концерна Volkswagen. В первом полугодии концерн продал на 48% автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В премиум-сегменте самые высокие темпы роста показали Audi и BMW (58 и 33% соответственно). Руководитель отдела маркетинга компании " Евросиб Сервис", дилера BMW, Инесса Баумановская так прокомментировала итоги полугодия: "Обстоятельства, повлиявшие на динамику продаж, - это в первую очередь благоприятный курс доллара к евро (в отличие от большинства конкурирующих марок, наши цены номинированы в евро). Однако выход на рынок новых моделей и создание специально для них кредитных программ (подразделением BMW Financial Services реализуется программа обратного выкупа автомобилей 1-й серии), а также постоянное проведение акций по сервисному обслуживанию позволили нам идти в ногу, а в чем-то даже опережать рынок. И еще один фактор влияет на стабильность наших продаж - лояльность покупателей бренду BMW".

Рост продаж, превышающий средние темпы роста рынка, характерен для моделей, конкурирующих с российскими марками. Это привело к снижению спроса на отечественные автомобили и вызвало спад производства на автозаводах

В этом сегменте есть свои рекордсмены и отстающие. Так, Ford в январе - июне продал 19.683 автомобиля, что лишь на 18,7% больше, чем годом ранее. Это объясняется тем, что российский завод концерна периодически останавливал производство для подготовки к выпуску второго поколения Focus, что отразилось на общих показателях. Из-за смены поколений продажи первого Focus даже снизились на 8,8% и составили 10.977 автомобилей. Зато продажи нового Focus, которые стартовали только в июне, позволили компании до конца полугодия продать 1456 автомобилей второго поколения.

В отличие от американцев, у которых отмечалось снижение темпов роста продаж, пусть и обусловленное объективными причинами, Mazda (ее модели в последнее время пользуются в России большим спросом) продала за первое полугодие 8063 автомобиля, что в 3,38 раза больше, чем годом ранее. Столь бурный рост связан в основном с отложенным спросом: в прошлом году из-за низкой квоты для российского рынка время ожидания автомобиля составляло почти год. На 2005 год для России выделено 15 тыс. автомобилей, однако, скорее всего, эта квота будет исчерпана раньше и российскому представительству компании придется потрудиться, для того чтобы увеличить объемы поставок.

Во второй группе брендов в основном сосредоточены марки, конкурирующие с отечественными автомобилями. Среди них лидируют корейские машины.

Корейский ренессанс

Реализовав в России за полгода 42.431 автомобиль, Hyundai по итогам полугодия вновь стал самым продаваемым брендом среди иномарок. Даже в Европе, автомобильный рынок которой в 10 раз больше нашего, продажи Hyundai превышают российские объемы всего в 2,5 раза. Характерно, что в России более половины продаж Hyundai пришлось на модели российской сборки. За шесть месяцев продано 17.850 Hyundai Accent (в 2,4 раза больше, чем в прошлом году) и 4744 Hyundai Sonata (в 3,4 раза больше).

За первое полугодие на российском рынке реализовано 28.896 машин производства узбекского СП "УзДэуАвто". При этом 19.564 проданных автомобиля пришлось на Daewoo Nexia, которая по-прежнему занимает верхнюю строчку рейтинга продаж по моделям.

Специалисты отмечают тенденцию к повышению средней цены покупаемой россиянами новой иномарки. Большинство петербургских дилеров утверждают, что это происходит преимущественно за счет выбора автомобилей более дорогой комплектации

Неплохо продавались и автомобили KIA: всего реализовано около 10 тыс. машин. Однако в этом году в Калининграде прекратили сборку модели Rio. Эксперты считают, что причиной отказа от дальнейшего партнерства KIA с калининградцами стала мультибрендовость завода: кроме корейских автомобилей в Калининграде собирают BMW 3-й и 5-й серии, Hummer H2, Chevrolet Tahoe и Blazer, а теперь - Cadillac CTS, STS и кроссовер SRX. Такой подход не вписывается в амбициозные планы корейцев, решивших через пять лет стать одним из лидеров мирового автопрома. Воплощать свои планы в России они намерены вместе с Самарской объединенной компанией (СОК), вложившей, по некоторым данным, в проект сборочного производства автомобилей KIA на ижевском автозаводе около 70 млн долларов.

СОК получила эксклюзивные права на дистрибуцию KIA в России и на выпуск перспективных моделей корейской марки на "ИжАвто". В июле компания приступила к сборке машин для испытаний, а коммерческое производство модели Spectra началось только 22 августа, после официальной презентации начала промышленной сборки.

Рывку Chevrolet, попавшего в верхнюю строчку рейтинга, также способствовал корейский автопром. Из проданных 8862 автомобилей Chevrolet (без учета Chevrolet Niva) основная часть приходится на модели корейского отделения Chevrolet DOT, выведенные на российский рынок в конце прошлого года. За январь - июнь этого года в России было продано 3388 автомобилей Chevrolet Aveo и 3458 - Chevrolet Lacetti.

Интересно отметить, что в столицах, в частности в Санкт-Петербурге, особого ажиотажа вокруг корейских автомобилей не наблюдается. Здесь уровень доходов выше и автомобилисты пересаживаются на иномарки более современных моделей. Зато в провинции корейские автомобили, благодаря их относительной простоте, становятся для многих первой новой иномаркой.

Всюду жизнь

Проведенный анализ региональной автомобильной прессы показал, что в этом году рост продаж новых иномарок в регионах намного превышает прошлогодний не только на Северо-Западе, но и в Сибири, на Урале и даже в Самарской области.

Падение объемов продаж отечественных автомобилей - в первую очередь результат роста отпускных цен российских заводов. Как следствие, все больше российских автомобилистов отдают предпочтение продукции зарубежных производителей

Достигнутые лидерами рынка темпы роста продаж во многом обусловлены ростом и расширением географии дилерской сети. Так, если на конец 2004 года у Toyota было 17 дилеров, то у Hyundai, Mitsubishi и Nissan - почти в три раза больше. Российские представительства зарубежных производителей последние два года активно занимались продвижением своих автомобилей в регионы и развитием региональной дилерской сети. И в этом году они стали получать отдачу. Особенно значимые результаты получены от продаж корейских марок, которые кроме неплохой репутации у российских автомобилистов отличаются сравнительно низкой ценой, конструктивной простотой и отсутствием сложных электронных систем, что облегчает адаптацию провинциального автосервиса к обслуживанию иномарок.

Рост продаж иномарок в регионах еще более сузил рынок для отечественных моделей легковых автомобилей. Если раньше увеличение объемов продаж новых иномарок происходило в основном за счет общего роста потребительского спроса на рынке, то в этом году они начинают отнимать долю рынка, ранее принадлежавшую отечественным автопроизводителям. Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу и корпоративному PR группы компаний "Рольф Холдинг" Валерий Тараканов считает, что "происходит замещение традиционных отечественных моделей легковых автомобилей новыми иномарками". Что не могло не привести к падению продаж отечественных автомобилей.

Губит людей не пиво

Продажи легковых автомобилей отечественных марок в первом полугодии в количественном выражении сократились более чем на 10%. По некоторым данным, было продано немногим более 300 тыс. моделей АВТОВАЗа - на 30 тыс. меньше, чем в прошлом году. На 6 тыс. машин снизились продажи Chevrolet Niva, что еще раз подтверждает российский статус этой модели. На 19% упала реализация автомобилей "Ока": продано всего 23 тыс. С этой единственной отечественной микролитражкой ситуация неопределенная. Судя по всему, в существующем виде "Ока" дольше трех лет на конвейере не продержится.

Более серьезное снижение продаж у Горьковского автозавода - на 29%: продано всего чуть более 23 тыс. легковых автомобилей. В этом падении отчасти виновата остановка конвейеров в марте этого года из-за разногласий по поводу цен на двигатели между Заволжским моторным заводом, входящим в "Северсталь-Авто", и ГАЗом. Чтобы впредь обезопасить себя от подобной ситуации, ГАЗ сейчас занят поиском другого поставщика.

УАЗ сумел продать немногим более 12 тыс. автомобилей, что на 23% меньше итогов первого полугодия прошлого года. Перспективы автозавода связаны с запуском нового автомобиля Patriot. Однако популярность УАЗа у российских автомобилистов падает. Правда, нельзя забывать о всевозможных оборонных заказах, причем как внутренних, так и зарубежных.

Специалисты считают, что падение объемов продаж отечественных автомобилей в первую очередь стало следствием роста отпускных цен российских заводов. В результате средняя цена отечественного автомобиля составила 8,5 тыс. долларов, а разрыв между средней стоимостью новой иномарки и новой российской модели сократился до малозначимой для потребителя величины. Как следствие, все большее число российских автомобилистов отдает предпочтение продукции зарубежных производителей.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №33 (238) 5 сентября 2005
    Стиль управления
    Содержание:
    Реклама