Государственный контроль над рынком алкоголя может принимать разные формы. Некоторые государства (Австрия, Испания, Италия) ограничивают свои отношения с алкогольным бизнесом выдачей лицензий. Противоположный полюс - введение государственной монополии как на производство, так и на продажу спиртных напитков. В Норвегии и Турции под стопроцентным контролем государства находится только крепкий алкоголь, а в Болгарии и Македонии - все без исключения спиртные напитки.
В большинстве стран государство берет под жесткий контроль либо производство, либо продажу алкоголя. Государственная монополия на производство всего алкоголя введена в Белоруссии, Литве, Латвии. Украина и Швейцария ограничились монополией на производство крепких напитков, "отпустив" вино и пиво.
Во многих странах производство и оборот алкоголя регулируется вполне либеральными законами. К примеру, в Швеции достаточно получить одно разрешение от Алкогольной инспекции, чтобы заниматься экспортом, импортом, производством и оптовой продажей спиртных напитков. Зато на розничную продажу введена строгая государственная монополия (это относится и к Финляндии, Канаде, Исландии, некоторым штатам США). В продовольственных магазинах этих стран, как правило, можно купить только некрепкое пиво. Остальной алкоголь продается в специализированных магазинах, которых, к примеру, в Швеции около 400 на всю страну. Интересно, что в Канаде и США действует не государственная, а региональная монополия на продажу спиртных напитков.
Как показывает практика, объем нелегальных продаж спиртного в стране не зависит от системы контроля, избранной государством. Так, наилучших показателей (в "тени" - около 8-10% рынка) добились власти Швейцарии и США, где отношения государства с алкогольным бизнесом выстраиваются совершенно по-разному. Доля "теневого" алкоголя скорее коррелирует с уровнем развития экономики. В экономически развитых странах мира этот показатель, по экспертным оценкам, составляет примерно 12-20% алкогольного рынка, в странах с переходной экономикой - 23-30%, а в развивающихся странах - около 40%. Но полностью побороть нелегальное производство и импорт по "серым" схемам пока не удалось никому.