Прощание с трубками

Продажи мониторов на жидких кристаллах стремительно растут. ЭЛТ-дисплеи вытесняются в узкие рыночные ниши

Отечественный рынок мониторов развивается с определенным отставанием от рынков западных стран, но основные тенденции - аналогичны. Сейчас на этом рынке нет места изощренным интригам, ценовым войнам и масштабным потрясениям: идет процесс форсированной смены производственных технологий, в котором активно участвуют все ключевые производители. В абсолютных цифрах мы еще отстаем от западных рынков, однако по темпам роста догоняем и даже опережаем их.

Год плоского экрана

Нынешний год обещал серьезно изменить положение на российском рынке мониторов. По итогам 2004 года мониторы на жидкокристаллических панелях (LCD) заняли почти половину рынка в натуральном выражении, что позволило прогнозировать преодоление 50-процентного барьера уже в начале 2005 года. Ожидания вполне оправдались: согласно отчету аналитической компании ITResearch, по итогам первых трех месяцев года доля ЖК-мониторов на российском рынке составила без малого 57%.

В дальнейшем падение продаж мониторов на электронно-лучевых трубках (CRT) продолжилось: по итогам первого полугодия жидкокристаллические дисплеи продемонстрировали еще более бурный рост, чем в первом квартале, и их доля приблизилась уже к 68%. По словам директора по периферийному оборудованию представительства компании Acer в России и Казахстане Дмитрия Кравченко, "знаковым для 2005 года является то, что впервые в истории российского рынка ЖК-мониторов продается больше, чем ЭЛТ. Рынок ЖК-дисплеев в России в нынешнем году вырос на 60%".

Общий объем продаж мониторов на российском рынке на 20% превысил показатели первого полугодия 2004 года и составил 2,76 млн штук, а в денежном выражении - почти 750 млн долларов. Ключевую роль в этом сыграло повышение спроса на LCD-мониторы, в первую очередь на модели с диагональю 17 дюймов, но также и на 19-дюймовые. В результате продажи 15-дюймовых моделей резко сократились и продолжают падать. Что касается CRT-мониторов, то здесь изменений почти нет: все так же доминируют 17-дюймовые модели, а доля мониторов с большей диагональю снижается.

Игры вендоров

По имеющейся на данный момент статистике, радикальных изменений в раскладе сил на рынке пока не произошло. Как сообщает ITResearch, по итогам первого полугодия тройка крупнейших вендоров осталась такой же, как и в 2004 году, - Samsung, LG, Philips. В этом - одно из ключевых отличий российского рынка от рынков западных стран (и в первую очередь США), где наравне с Samsung большие доли занимают американские компании Dell и HP. Объясняется это просто: в России популярны компьютеры отечественной сборки с мониторами от известных производителей, в то время как на Западе под одним и тем же известным брендом часто поставляются и компьютеры, и мониторы.

Samsung и LG традиционно, на протяжении уже нескольких лет, контролируют более половины российского рынка мониторов. Однако взрывной рост продаж LCD-панелей вносит свои коррективы в эту диспозицию. Лидерство Samsung и LG, особенно ярко проявившееся к 2004 году, в значительной степени обусловлено их доминированием на рынке массовых ЭЛТ-мониторов (еще в прошлом году более 50% рынка мониторов приходилось на 17-дюймовые ЭЛТ). Сейчас ведущим вендорам приходится сокращать поставки устаревших CRT-дисплеев, что, с высокой вероятностью, приведет к потере части рынка и сокращению прибыли.

В выигрыше при этом оказываются менее крупные игроки, сосредоточившиеся на поставках ЖК-мониторов: об этом свидетельствует опыт компаний Acer, BenQ, NEC, ViewSonic, интенсивно наращивающих продажи. Так, в пресс-релизах и новостных сообщениях цитируется исследование британской компании Bryan Norris Associates, согласно которому, во втором квартале 2005 года Acer увеличила свою долю рынка ЖК до 9,1%, заняв третье место по продажам. Если поставки мониторов Acer будут расти и дальше, то компания имеет неплохие шансы войти в тройку лидеров по итогам года, потеснив Philips.

Следует также заметить, что хотя исследования ITResearch пользуются авторитетом, другие компании дают весьма разнообразные и противоречивые оценки положения дел на рынке. К примеру, в августе прошлого года были обнародованы данные Bryan Norris о том, что расклад таков: Samsung - 27,8% рынка, LG - 14,9%, NEC - 10%, Philips - 8,1%, BenQ - 7,8%, ViewSonic - 5,5% и Acer - 3,9%. Однако LG в апреле этого года сообщила, что ее доля по прошлогодним итогам составила 31,7%, доля Samsung - 30,3%, общая доля Philips, ProvisionMark, NEC и ViewSonic - не более 16%. Подсчеты эти ведутся мало того, что по разным периодам, еще и по разным методикам, поэтому восстановить по ним точную картину едва ли возможно.

Северный вопрос

Среди ключевых дистрибуторов мониторов на Северо-Западе называют такие компании, как MERLION, OCS, " Конком", " ЛАНК", " Марвел", " Эвклид". Все эти фирмы предлагают мониторы различных брендов и категорий, поскольку ведущие вендоры предпочитают работать с дистрибуторами на неэксклюзивной основе.

Сейчас на рынке мониторов нет места изощренным интригам, ценовым войнам и масштабным потрясениям: идет процесс форсированной смены производственных технологий, в котором активно участвуют все ключевые производители

Опрошенные нами представители дистрибуторов считают, что тенденции рынка мониторов в Петербурге и на Северо-Западе совпадают с тенденциями общероссийского рынка. "Ситуация на рынке мониторов Северо-Запада точно такая же, как и в целом на российском рынке, - бурный рост", - говорит директор по закупкам компании "ЛАНК" Андрей Коновалов.

Ключевым отличием рынка мониторов на Северо-Западе называют сравнительно низкие цены. Генеральный директор российского отделения компании Prestigio Константин Смирнов отмечает, что в нашем регионе потребители ожидают более низкую стоимость, чем в Москве и ряде других регионов. По словам руководителя региональной группы службы сбыта компании MERLION Владимира Верзуна, за счет более дешевой логистики дистрибуторам удается держать цены на достаточно низком уровне.

Общий объем розничных продаж мониторов в Петербурге, по мнению директора по маркетингу сети "Компьютер-Центр "КЕЙ"" Александра Хомякова, в этом году превысит 200 тыс. штук. В данный момент продажи ЖК и ЭЛТ-мониторов соотносятся как 70/30, хотя в магазинах "КЕЙ" доля ЖК выше и доходит до 80%. Директор по работе с вендорами компании "Компьютеры 320-8080" Александр Державин приводит более консервативную оценку: по его мнению, в 2005 году в Петербурге будет продано около 250 тыс. мониторов, включая и розничные продажи, и корпоративные поставки. При этом доля ЭЛТ-мониторов в петербургской рознице, по данным Александра Державина, сократилась уже до 20-22%. Таким образом, общероссийский тренд - вытеснение CRT-мониторов - очевиден и на петербургском рынке.

Информация по сегментации рынка мониторов на Северо-Западе в основном закрыта. Представители дистрибуторов не дают точных оценок доли продаж того или иного бренда, очевидно, не желая портить отношения с вендорами. В сети магазинов "КЕЙ" основная доля продаж приходится на мониторы Samsung, LG, Acer и BenQ, причем, по словам Александра Хомякова, Samsung лидирует со значительным отрывом. Пятерка лидеров продаж в сети "Компьютеры 320-8080" такова: Samsung, LG, Acer, Sony, BenQ. Как отмечает Александр Державин, Acer и BenQ набирают обороты, предлагая ритейлерам выгодные финансовые условия, и за счет этого их доля постоянно растет.

Узкие тропки для ЭЛТ

Повышенный спрос на LCD-мониторы объясняется прежде всего снижением цен - стоимость наиболее "ходовых" 17-дюймовых моделей опустилась весной этого года ниже 300 долларов. Как говорит Владимир Верзун, "вытеснение электронно-лучевых трубок произошло в первую очередь в результате того, что производители перешли на новый уровень производства и, как следствие, снизилась себестоимость матрицы для ЖК-мониторов. Эта тенденция изменения спроса будет прослеживаться и в дальнейшем". Однако агрессивная ценовая политика, принятая рядом производителей, связана не только со снижением себестоимости, но и со стремлением форсированно продвинуть ЖК-технологию на рынок. Это приводит к тому, что поставщики ЭЛТ-мониторов уже сейчас начинают позиционировать их как нишевые продукты.

Как считает Константин Смирнов, "единственным серьезным преимуществом ЭЛТ-мониторов остается их цена, более низкая по сравнению с ЖК. По остальным параметрам ЖК-мониторы лидируют, и это означает, что в ближайшем будущем они займут все массовые сегменты". По оценке Андрея Коновалова, "основная ниша ЭЛТ-мониторов на данный момент - это крупные корпоративные поставки (преимущественно 17-дюймовых моделей), где важен каждый доллар, здесь переход на LCD пока труднодостижим. Другая ниша - приложения, связанные, например, с цветопередачей, полиграфия и т.д. Весь остальной рынок - и в сегменте корпоративных клиентов, и в сегменте домашних пользователей - пусть медленно, но верно заполняется LCD-мониторами".

Для определенной группы потребителей ценовой разрыв между самыми дешевыми ЖК-мониторами и типовыми 17-дюймовыми ЭЛТ-моделями все еще ощутим. "На массовом рынке подавляющий спрос всегда приходится на самые дешевые решения, в данном случае - на 17-дюймовые ЭЛТ-дисплеи, - отметил ведущий эксперт ITResearch Василий Мочар, подводя итоги 2004 года. - При сохранении достаточного предложения таких мониторов и при ценовой разнице хотя бы в 50 долларов ЭЛТ-мониторы никогда не уйдут с рынка".

Учитывая, что сейчас средняя цена на 17-дюймовый ЭЛТ-дисплей составляет примерно 150 долларов, а самые дешевые 15-дюймовые ЖК-мониторы стоят около 220, совсем списывать ЭЛТ-дисплеи со счетов все-таки рано. И не случайно Samsung, LG и другие значимые игроки в ближайшие годы не намерены полностью сворачивать производство ЭЛТ-мониторов: в этом они ориентируются не только на специализированные приложения, но и на рынки с низкой покупательной способностью.

Немного о будущем

В данный момент наблюдается небольшой рост цен как на LCD-, так и на CRT-мониторы, который вызван в основном сезонными колебаниями спроса. Владимир Верзун отмечает, что в дальнейшем падение цен на ЖК-панели, несомненно, продолжится. "Как следствие, продолжится и вытеснение ЭЛТ-мониторов более технологически совершенными собратьями. Думаю, что пропорция ЭЛТ/ЖК через год в нашей стране составит 10/90. При этом сохранится спрос на профессиональные ЭЛТ-мониторы, применяемые, например, для работы с графикой".

Константин Смирнов осторожнее в оценках. "На наш взгляд, доля ЖК-мониторов в России в ближайший год вырастет до 70-74%, доля 19-дюймовых моделей среди них увеличится до 10-15%. С начала 2006 года произойдет заметное понижение цен, связанное с запуском новых заводов по производству ЖК-панелей", - говорит Смирнов.

Нынешняя статистика и практика западных стран свидетельствуют, что пределы роста продаж 15- и 17-дюймовых ЖК-панелей уже достигнуты и первые будут постепенно вытесняться с рынка. По словам продукт-менеджера по мониторам компании OCS Юлии Вольской, "основной тенденцией на ближайший год будет падение цен в сегменте 19-дюймовых ЖК-мониторов, а также появление на рынке мониторов больших диагоналей и снижение цен на них. ЖК-мониторы с диагональю 17 дюймов можно будет позиционировать как некий корпоративный стандарт".

Дмитрий Кравченко предсказывает, что в 2006 году в поставках ЖК-мониторов доля 17-дюймовых моделей составит около 60%, с диагональю 19 дюймов и более - около 30%, а доля 15-дюймовых - около 10%. Цены на ЖК с диагональю 15-17 дюймов будут стабильны, 19-дюймовые и более крупные модели постепенно начнут дешеветь.

Несмотря на отдельные разночтения в прогнозах, общая картина рынка вполне ясна и вендорам, и дистрибуторам, и аналитикам. Наиболее острая конкуренция складывается не между производителями или поставщиками, а между CRT- и LCD-технологиями. От того, насколько эффективно ведущие игроки смогут заменить в своих продуктовых линейках ЭЛТ-мониторы ЖК-панелями, зависят их будущие позиции на рынке и возможности дальнейшего развития.

Санкт-Петербург