Колода без козырей

Наилучшие перспективы на российском рынке топливных карт имеют традиционные для Европы карты вертикально интегрированных нефтяных компаний и расчетных сервисных фирм

Продолжавшийся в последние годы рост цен на топливо заставляет автомобилистов и транспортные компании искать возможности для экономии. В этих условиях активизировались эмитенты топливных карт, дающих самую цивилизованную и безопасную возможность сэкономить за счет дисконтных схем. В Санкт-Петербурге, где значительная доля розничного топливного рынка принадлежит независимым локальным операторам, объемы продаж топлива по их картам за последние пару лет увеличились в разы. Однако уже сейчас конкуренцию им составляют топливные карты вертикально интегрированных нефтяных компаний и специализированных межрегиональных сервисных фирм. И хотя они пока работают в основном с корпоративными клиентами, судя по структуре европейского рынка топливных карт, будущее всего рынка - именно за продуктами таких структур.

У истоков

Карты, выпускаемые топливной или сервисной компанией, предназначены для безналичного расчета за приобретаемое на автозаправочных станциях (АЗС) топливо, а также для оплаты сопутствующих товаров и услуг. Этот старейший тип небанковских карт появился на рынке еще в начале 1920-х годов, когда нефтяные компании США, имеющие АЗС, стали выпускать "карты учтивости" (courtesy cards) для предоставления кредита на бензоколонках.

Сегодня такие карты выпускаются и всемирно известными топливными компаниями (в Европе это ESSO и EuroSHELL), и сервисными, так называемыми процессинговыми, которые не имеют собственных сетей АЗС и специализируются на организации расчетов. Первая группа компаний в основном использует карточные программы для привлечения клиентов на собственные АЗС. У сервисных фирм (например, DKV и UTA - крупнейших в Европе) спектр услуг шире. Он включает также оплату проезда по платным дорогам, тоннелям, получение срочной техпомощи. Сервисные компании имеют более широкую сеть обслуживания (по данным, опубликованным на сайте компании в Интернете, карты DKV принимают 20 тыс. АЗС в 40 странах, включая Россию). Зато по картам топливных компаний возможно получение определенных скидок, чего сервисные фирмы, как правило, предложить клиенту не могут.

Практически все зарубежные компании, выпускающие топливные карты, дают возможность корпоративным клиентам легко контролировать их использование сотрудниками, а также учитывать соответствующие финансовые потоки. В последнее время сервисные компании предоставляют клиентам данные по счетам в электронной форме, что значительно повышает оперативность контроля и качество анализа работы автопарка.

В России первые топливные карты появились в начале 1990-х годов, и с тех пор их популярность неуклонно росла. Так, сегодня, по результатам опроса АСМАП, картами пользуются около 80% международных перевозчиков. Структура данного сегмента топливного рынка в России аналогична европейской. Здесь представлены карты, эмитированные процессинговыми центрами крупных нефтяных компаний ("ЛУКОЙЛ", "ТНК"), а также карты межрегиональных сервисных компаний ("Арис", "Мега Ойл"). Пока они работают в основном с корпоративными клиентами.

Специфической особенностью российского рынка является то, что сервисные фирмы не только заключают договоры на прием их карт операторами топливной розницы, но имеют собственные АЗС. Кроме того, в Москве, Петербурге и других крупных городах, где значительная доля розничного топливного рынка принадлежит независимым местным операторам, распространены их локальные карточные продукты, ориентированные в том числе и на физических лиц. Топливные карты не только обладают всеми достоинствами системы безналичных расчетов, но и позволяют минимизировать дополнительные риски, характерные для автомобильного транспорта, особенно российского.

Риски старые и новые

В России еще с советских времен существует система безналичных расчетов на основе бумажных талонов на топливо. До сих пор в Санкт-Петербурге около десятка топливных компаний выпускают сервисные абонементы, талоны, билеты на бумажных носителях, которыми по привычке пользуются многие предприятия и организации. Однако как в советские времена, так и сегодня безналичная форма оплаты сама по себе не мешает распространенной у водителей практике использования топлива для личных нужд или сбыта "левого" бензина.

Топливные карты позволяют минимизировать дополнительные риски, характерные для автомобильного транспорта, особенно российского

Необходимость безналичных расчетов на российском автотранспорте всегда обосновывалась тем, что выдавать водителям денежные средства для оплаты топлива рискованно. Помимо возможности нецелевого использования денег сегодня в связи с ростом цен на топливо появилась другая опасность: увеличились подотчетные суммы, а значит, возросли риски их утраты при разбойных нападениях и кражах.

Пионером на петербургском рынке топливных карт было ООО "Несте Санкт-Петербург". Компания первой предложила своим клиентам возможность оплаты топлива по банковским пластиковым картам, а в 1994 году выпустила собственный карточный продукт.

Сегодня используются не только традиционные топливные пластиковые карты, но и смарт-карты (со встроенным микрочипом). На этих технологиях и основаны карточные программы большинства операторов рынка. Однако предлагаемые ими карты весьма различны.

Разное содержание

На топливном рынке в основном предлагаются два вида карт - "рублевые" платежные и "литровые". Преимущество первых заключается в том, что они хранят информацию о денежных средствах на карточном счете, что позволяет не только приобретать топливо и пользоваться скидками от текущих цен, но и оплачивать дополнительные услуги на АЗС - товары в магазине, мойку автомобиля и т.д. Однако при повышении цен на топливо такая карта не дает преимущества. "Литровые" смарт-карты фиксируют информацию об объеме купленного топлива в литрах. Их плюс - страховка от колебания цен, возможность реализации системы накопительных скидок.

Большинство топливных карт нефтяных компаний и межрегиональных сервисных фирм - "рублевые" платежные с определенной системой скидок. Они предлагаются в основном транспортным компаниям при заключении специального договора. Так, по карточной программе ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" - процессинговой компании "ЛУКОЙЛа" - предусмотрены скидка 5-8% от розничной цены АЗС и накопительная скидка. Топливная карта сети "Арис", тоже "рублевая", ориентирована исключительно на потребителей дизельного топлива.

"Литровые" карты в основном выпускают локальные операторы. В силу ограниченности сети АЗС для привлечения клиентов они должны предложить лучшие условия и сервис. Поэтому для них характерно формирование комплекта топливных карт, предназначенных для определенных групп клиентов. Так, ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК) является эмитентом нескольких видов пластиковых карт.

Дальнейшее развитие карточных программ, расширение линейки топливных карт планирует большинство операторов. Это свидетельствует о росте рынка.

Вширь и вглубь

Заместитель генерального директора, начальник управления сбыта ЗАО "ПТК" Андрей Михеев сообщил: "Потребление топлива по картам имеет ярко выраженную тенденцию к росту. За последний год объем потребления по топливным картам увеличился в два раза". Он отметил несколько причин, способствовавших этому росту: "Карты - очень хорошая технология для того, чтобы сделать процесс снабжения топливом прозрачным. Расчеты показывают, что экономия топлива при использовании карт на предприятии может достигать 5%. Да и нестабильность рынка подстегивает клиентов широко пользоваться топливными картами, что позволяет экономить и деньги, и топливо".

Директор по сбыту холдинговой компании "Фаэтон" Андрей Григоровский поддержал коллегу: "В связи с обновлением автопарков за счет приобретения современной техники у потребителей нефтепродуктов появляется потребность усовершенствовать систему учета топлива. В связи с этим развитие направления топливных карт очень перспективно. За последние два года реализация топлива по картам увеличилась в три раза".

Таким образом, корпоративные смарт-карты становятся действенным инструментом для совершенствования системы обеспечения топливом транспортных компаний, особенно при условии предоставления дополнительного сервиса, который активно внедряется петербургскими эмитентами. Сегодня заявку на пополнение карты можно послать в электронном виде (с электронной подписью) прямо в офис эмитента, а получить эту услугу покупатель может прямо на АЗС во время очередной заправки. С помощью специального программного комплекса можно просматривать необходимую информацию по всем топливным картам предприятия прямо в сети Интернет.

А самое последнее нововведение, продвигаемое на петербургский рынок компанией ПТК, - система ORPAK, которая позволяет осуществлять заправку автомобиля только после его персональной идентификации. В результате предприятие получает абсолютно прозрачную и подконтрольную систему нефтепродуктообеспечения.

Масштабы эмиссии топливных карт локальными операторами ограничиваются размерами и географией сети АЗС, принимающих эти карты. Совместимость платежных терминалов делает процедуру расширения сети технически несложной, однако этому все чаще мешает конкуренция.

Каждому свое

Сети АЗС, которые принимают карты различных игроков рынка, сильно отличаются по масштабам. Если 130 тыс. карт системы "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" ("Ликард") в настоящее время принимают около 1,7 тыс. АЗС в России, Белоруссии, Азербайджане, на Украине и Кипре, то карты крупнейшего петербургского игрока ПТК - лишь 170 АЗС, в основном на Северо-Западе России. Следует, правда, отметить, что в ближайшее время ПТК планирует заключить договоры о приеме своих карт с некоторыми нефтяными компаниями России, в результате чего сеть может значительно вырасти.

Большинство эмитентов топливных карт утверждают, что на этом быстрорастущем рынке конкуренция пока невелика. Однако менеджер одной из сервисных компаний посетовал, что в последнее время владельцы АЗС все более неохотно идут на заключение договоров по приему топливных карт. Особенно это касается тех нефтяных компаний, которые имеют собственные карточные программы. Поэтому для расширения своих сетей игрокам рынка все больше приходится рассчитывать на строительство собственных АЗС.

Межрегиональные сервисные компании и независимые операторы - эмитенты топливных карт - проигрывают вертикально интегрированным гигантам и по размерам скидок. Если в системе "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" скидка составляет 5-8%, то в сети "Арис" - только 2-5%, а скидки по картам локальных независимых топливных операторов - всего 20-40 копеек за литр.

Поскольку в нашей стране пока только формируется платная дорожная инфраструктура, топливные карты практически всех сервисных компаний лишены одного из важных преимуществ как расчетной системы - возможности оплаты дорожных услуг. Впрочем, пионеры уже появляются и в этой сфере. Так, сеть "Арис", включившая в перечень услуг оплату по карте дорожных сборов в Белоруссии и на платной автодороге M1, стала, по результатам опроса АСМАП, наиболее востребованной международными автоперевозчиками.

По мере развития сетей АЗС, дорожной инфраструктуры и сервиса, с появлением платных дорог востребованность топливных карт различных эмитентов будет меняться. Прогнозировать динамику этих процессов и действия игроков формирующегося рынка очень сложно. Если судить по опыту Европы, то наилучшие перспективы имеют карты вертикально интегрированных нефтяных компаний и межрегиональных расчетных сервисных фирм.

Санкт-Петербург