Компромисса не получилось

Руководство Латвийских железных дорог пытается значительно поднять расценки на перевозки. Экспедиторы выступают категорически против

Назначенный в конце августа новый председатель правления Latvijas dzelzcels (LDz) (Латвийские железные дороги) Угис Магонис заявил о намерении увеличить тарифы на грузовые перевозки на 26%. Между тем Латвийская дорога является очень важным звеном в обслуживании российских грузопотоков. Кроме того, пересмотр условий на любом из этапов транспортной цепочки бьет не только по российским грузовладельцам, но и по всему транспортному бизнесу, "кормящемуся" на этих грузопотоках. Не случайно первыми высказались категорически против изменения тарифов частные компании-перевозчики, пользующиеся услугами дороги. В ходе весьма острых дискуссий LDz предложила экспедиторам компромисс - увеличение тарифов на 20%.

Однако конфликт не был разрешен, стороны твердо стоят на своем. Грузоперевозчики, взывая к патриотизму LDz, пророчат, что возросшие на четверть ставки резко снизят конкурентоспособность латвийского транзитного коридора. Главный аргумент железной дороги - если не увеличить тарифы, не из чего будет выплачивать прибавки к жалованию сотрудников. Как отметил Угис Магонис, в противном случае LDz потеряет свои лучшие кадры: "Они уедут работать в Ирландию".

К тому же, по словам представителей LDz, перевозка отдельных категорий грузов в порты Литвы и Эстонии уже сейчас обходится дороже, чем в любой из латвийских портов. Так что, если поднять тарифы "в разумных пределах", конкурентоспособности латвийский коридор отнюдь не лишится.

Переменный успех

Базовые тарифы на грузоперевозки уже давно являются предметом жарких споров в Латвии. В прошлом году представители LDz и Латвийской ассоциации транзитного бизнеса шумно обсуждали расценки на 2005 год. Тогда вопрос был решен в пользу экспедиторов: вместо планировавшихся 30% дорога согласилась повысить тарифы всего лишь на 7%. В этом году перевозчикам не удалось повторить успех. Железная дорога готова "подвинуться" лишь на 6%. В кулуарах ассоциации неудачу связывают со сменой руководства на LDz - мол, сказывается "синдром новой метлы".

Действительно, на место уволенного главы правления Андриса Зоргевица, много лет руководившего железной дорогой, был назначен Угис Магонис - советник министра сообщений Латвии Айнара Шлесерса, а по совместительству - председатель совета директоров LDz. Кстати, после увольнения Зоргевица выяснилось, что он и его замы четыре года получали зарплаты гораздо большие, чем позволяет должностная инструкция. В свете этого факта заявление руководства LDz о необходимости изыскать средства на повышение жалований вызвало в рядах экспедиторов настоящее бешенство.

Каждый стоит на своем

К встрече с руководством LDz, посвященной проблеме тарифов, перевозчики постарались подготовиться, сменив эмоции на прагматизм. Провели расчеты, наглядно расписав их на презентационных листах. Однако конструктивного диалога не получилось. Интересы LDz представлял глава департамента инфраструктуры и грузоперевозок Станислав Байко, который, по словам присутствовавших на собрании членов ассоциации, сразу заявил, что тарифы будут повышены в любом случае, ибо кроме увеличения зарплатного фонда дороге нужны средства на обновление инфраструктуры и подвижных составов, компенсацию быстрорастущей инфляции и многое другое.

Экспедиторы охарактеризовали подобные рассуждения как популизм. Однако никакие аргументы на руководителей дороги не подействовали. Остался без внимания и тот факт, что с нового года LDz больше не придется покрывать убытки от пассажирских перевозок за счет прибыли, получаемой от транспортировки грузов, и это позволит сэкономить как минимум 16 млн латов. "При принятии поправок к бюджету этого года правительство выделило дополнительно 7 млн латов на дотирование пассажироперевозок. Получается, что обслуживание грузов должно не дорожать, а дешеветь", - отметил мэр Вентспилса предприниматель Айвар Лембергс.

Все впереди

"Увы, в нашей стране такого понятия, как "транзитная политика", нет. Есть только разрозненные решения. Поток грузов с Востока на Запад не прекратится. Просто экспедиторы в конце концов станут искать обходные пути - через Литву и Эстонию", - считает член правления компании "Компас транзитс" Олег Чепульский.

Чтобы задобрить перевозчиков, руководство LDz выразило готовность пойти на ряд компромиссов. Из 23 предложений, подготовленных транзитной ассоциацией к обсуждению, семь железная дорога приняла безоговорочно, еще по четырем пунктам была достигнута договоренность. В частности, дорога пообещала не обязывать экспедиторов оплачивать охрану составов. Кроме того, Станислав Байко напомнил собравшимся, что год назад Ассоциация одобрила намерение LDz повысить тарифы на 2006 год на 25%.

В ответ предприниматели предложили свой вариант ставок - плюс 10% к тарифам нынешнего года. Теперь ассоциация планирует еще раз обсудить ситуацию со своими членами, а потом вновь пригласить руководство дороги за стол переговоров. "Может быть, новое руководство просто не успело вникнуть в суть вопроса, - говорит глава правления экспедиторской фирмы LSF Trans Эдгар Янсон. - Да, в мире все дорожает - топливо, энергоресурсы, товары первой необходимости. Может быть, и надо повысить тарифы на грузоперевозки. Но не на 26%! Никакого логического объяснения такому взлету расценок я не вижу. Если бы железная дорога подняла стоимость своих услуг на величину инфляции, это можно было бы понять".

Рига