Дом, улица, фонарь... секс-шоп

Петербургские секс-шопы постепенно становятся привычной частью городского пейзажа

Магазин "Фактор страсти" на Суворовском проспекте в Петербурге, торгующий продукцией эротического характера, трудно не заметить. Большие витрины, в них - крупными буквами реклама пип-шоу, которое стало "доступно каждому". Просторное помещение, продавщицы в униформе, внешностью и обхождением напоминающие официанток в кофейне. На полках аккуратными рядами расставлены кассеты, тюбики с лубрикантами, фаллоимитаторы, куклы, игрушки и другие товары. Примерно та же картина - в магазине Pornomania на Загородном. Агрессивная реклама пип-шоу и видеокабинок, плейбоевский зайчик с красным кляпом во рту в качестве логотипа, внутри - простор и относительно богатый ассортимент продукции.

Дохлое прошлое

Еще несколько лет назад все это было трудно представить. Первые секс-шопы, появившиеся в Петербурге в середине 1990-х годов, располагались в тесных помещениях где-нибудь в подворотне, путь к которым указывали маленькие, неприметные стрелочки на центральных улицах. Секс-шопы 90-х как будто прятались, стесняясь самих себя. Любопытство тянуло в них среднестатистического прохожего, но все же зайти туда казалось практически невозможным. Да и за вход на первых порах посетителям приходилось платить - в секс-шопы ходили, как на выставку, причем ассортимент был довольно бедным. Директор эротического бутика "Искушение" Рашида Зарипова, начинавшая с бизнеса по пошиву кожаной садомазоатрибутики в конце 1990-х годов, так вспоминает первые секс-шопы: "Нам они не нравились. Ну, было там три с половиной дохлых китайских фаллоимитатора, и все - больше ничего".

Рынок начал меняться два года назад. "За последние два года открылось почти столько же магазинов, сколько было до этого", - говорит Зарипова. Сегодня в Петербурге около 30 секс-шопов, годовой объем рынка его участники оценивают в сумму от 2 до 6 млн долларов, и это без учета интернет-магазинов. Стоит отметить не только количественный рост, но и качественные изменения на рынке. Секс-шопы становятся другими, постепенно превращаясь в полноценный элемент городского ландшафта.

Business as usual

На сегодняшний день рынок секс-шопов в Петербурге поделен между несколькими основными игроками. Крупнейшей сетью в Петербурге является "Интим", за ней следуют Pornomania, "Казанова" и "Клубничка", занимающие примерно одинаковые доли рынка, чуть меньше магазинов у "Эротик-шоп" и "Искушения". Ассортимент предлагаемой продукции везде более или менее одинаков, хотя, пожалуй, в самых крупных магазинах он несколько богаче.

Отчетливо выраженной специализации на рынке нет: везде существенную часть оборота занимает видеопродукция, за ней следуют лубриканты и стимулирующие препараты, белье, фаллоимитаторы и игрушки, реже всего покупают кукол. Впрочем, некоторая специализация уже намечается: "Клубничка", тесно связанная с крупнейшим в России производителем и дистрибутором эротической видеопродукции SP Company, богата кассетами и DVD, Pornomania лидирует по ассортименту белья, "Искушение" - секс-игрушек и SM-атрибутики. В "Факторе страсти", Pornomania и "Клубничке" работает пип-шоу, в Pornomania недавно появилась первая в городе видеокабинка. Рашида Зарипова говорит, что планирует развиваться в другом направлении: вместо пип-шоу открыть консультации психотерапевта и сексолога.

Сами владельцы секс-шопов импортом занимаются редко - большую часть ассортимента закупают у крупных российских дистрибуторов, среди которых лидирует компания "Асткол-Альфа". По ряду товарных позиций (например, презервативы и лубриканты) закупки производятся у других поставщиков. В среднем у крупного секс-шопа около 20 дистрибуторов. Ряд товаров - отечественного производства (например, "Асткол-Альфа" выпускает фаллоимитаторы марки "Сумерки богов"), однако большая часть товара все же импортируется.

Следует опровергнуть два мифа о секс-шопах. Во-первых, этот бизнес абсолютно легален и никак не связан с подпольными публичными домами. Это два разных рынка, не пересекающихся между собой. Секс-шопы платят налоги, продают в большинстве своем только лицензированную продукцию. Во-вторых, секс-шопы не являются высокоприбыльным бизнесом. Напротив, "сейчас уже достаточно сложно открыть магазин, чтобы он приносил прибыль", - говорит владелец "Клубнички" Павел Абрамов. "Этот бизнес не приносит космической прибыли", - согласен владелец Pornomania Марат Тагиров. А Рашида Зарипова утверждает, что стремление заработать не было ее основной мотивацией при открытии магазина, она преследовала скорее просветительские цели. "Это очень сложный бизнес, - говорит Зарипова. - Есть гораздо более легкие пути зарабатывания денег. Здесь же надо сначала воспитать посетителя, для того чтобы он стал твоим покупателем".

Постепенно секс-шопы все реже воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее. Со временем они превратятся в своего рода специализированные аптеки, призванные врачевать человеческие болезни как физического, так и душевного свойства

В среднем в крупный секс-шоп, если он расположен на оживленной улице в центре города, заходят около ста человек в день. Если магазин находится в стороне от людских потоков, количество потенциальных клиентов уменьшается примерно в два раза. Большинство посетителей - мужчины (около 70%), чаще всего старше 30 лет. Из тех, кто заходит в магазин, покупку делает каждый второй или каждый третий. Таким образом, даже крупнейшие секс-шопы обслуживают в день всего от 15 до 50 клиентов, большая часть которых приходит за довольно дешевой видеопродукцией (стоимость одного DVD примерно 250 рублей). Даже учитывая высокую торговую наценку по другим товарам, сверхприбыли такое количество клиентов обеспечить магазинам не может. Дополнительные услуги, например пип-шоу, являются скорее приманкой для посетителей и существенного значения для оборота не имеют.

Фактор страха

Основной проблемой развития бизнеса владельцы магазинов считают увеличение спроса. Предложение на этом рынке явно впереди. "Главная проблема - это общество, - говорит Марат Тагиров, - закрытость и комплексы людей. Люди боятся заходить в магазины, у них нет культуры пользования секс-шопами. Стереотип об извращенцах, которые якобы только и приходят сюда, все еще силен". "99% думают, что секс-шопы посещают люди нездоровые, - согласна Рашида Зарипова. - Люди донельзя запуганы. Клиент встречается со мной, чтобы забрать товар, и просто под арку заползает от страха, весь буквально дрожит. У меня даже друзья не приходят в секс-шопы. Это взрослые люди, абсолютно нормальные, адекватные, любят секс, казалось бы. Но они стесняются зайти в секс-шоп".

Рынок эротической продукции относится к числу рынков, на которых игра спроса и предложения регулируется не столько ценовыми факторами, сколько культурными установками людей, представлениями о сексуальности, о границах допустимого, господствующими в обществе. Смущение при покупке товаров и услуг, связанных с сексом, - это не сугубо российская специфика: люди испытывают подобное во всем мире.

Делл Уильямс, активистка американского феминистского движения и основатель одного из первых в мире секс-шопов для женщин "Сад Евы" (он появился в Нью-Йорке в 1974 году), вспоминает в своей статье "Корни сада", опубликованной в 1990 году в The Journal of Sex Research, какое смущение она испытала, впервые покупая вибратор. Специальных секс-шопов тогда не существовало, Уильямс пошла в обычный магазин, где продавался нужный ей "массажер для спины". "Когда я добралась до отдела и взглянула на модель на полке, у меня было ощущение, что все догадались, для чего на самом деле он мне нужен", - пишет Уильямс. Конечно, это было 30 лет назад, с тех пор число психологических барьеров перед покупкой сексуальной продукции значительно уменьшилось. Однако и сейчас, даже в странах более эмансипированных по сравнению с Россией, люди все еще стесняются ходить в секс-шопы. "Во всем мире это так, - говорит директор SP Company, один из пионеров рынка эротической видеопродукции Сергей Прянишников. - На самом деле здесь очень мало изменений. Поэтому так распространены службы почтовой рассылки, позволяющие не приходить в магазин лично".

Службы почтовой рассылки сегодня функционируют главным образом на основе интернет-магазинов. В русскоязычной части Интернета сейчас работает около 100 магазинов, предлагающих сексуальную продукцию. По оценке Марата Тагирова, владеющего таким интернет-магазином, его оборот равен примерно одной пятой оборота "обычного" крупного секс-шопа. В целом на торговлю через Интернет приходится значительная доля рынка, хотя ее и тяжело оценить количественно. Впрочем, здесь есть свои трудности. По словам Павла Абрамова, через Интернет хорошо продается видеопродукция (сейчас через сайт Абрамова покупают примерно 150-200 кассет в сутки). Что касается игрушек и другой продукции, то она продается хуже: клиенты часто хотят осмотреть товар перед покупкой. Впрочем, с течением времени интернет-магазины, по-видимому, будут составлять все большую конкуренцию традиционным секс-шопам.

Владельцы магазинов предпринимают некоторые усилия, чтобы преодолеть смущение, а иногда и неприязнь своих потенциальных клиентов. Важна атмосфера - негромкая музыка, неяркий свет (в магазине "Искушение" даже живет попугай, т.е. задача заключается в том, чтобы приблизить обстановку к домашней). Не менее важны персональные качества продавца (такт, ненавязчивость, умение говорить о сексе спокойно и без смущения). Марат Тагиров рассказывает, что владельцы секс-шопов даже объединились в своего рода неформальный профсоюз и собираются спонсировать кампанию в прессе по "реабилитации" секс-шопов в глазах публики. "Мы не будем рекламировать конкретные магазины, - говорит Тагиров, - народ все равно не воспринимает рекламу конкретного адреса. Мы будем рекламировать саму идею похода в секс-шоп".

Лучше меньше, да лучше

Какие перспективы ждут рынок секс-шопов в Петербурге? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно обратить внимание на отличия между западными и российскими магазинами (в Москве этот рынок больше, но качественно лишь в незначительной степени отличается от петербургского).

По мнению Сергея Прянишникова, в крупных западных городах, как ни странно, секс-шопов на душу населения меньше, чем в Петербурге (впрочем, это утверждение не бесспорно: в Англии, например, магазин сети Ann Summers встречается едва ли не на каждой крупной улице, в 2003-2004 годах эта сеть открыла 60 точек по всей стране). С другой стороны, по ассортименту западные секс-шопы значительно богаче. ("В Милане есть магазин, в котором предлагается 5 тыс. наименований кассет", - говорит Прянишников.) Почти в каждом магазине установлены видеокабинки, что в Петербурге пока большая редкость. Впрочем, по мнению Прянишникова, видеокабинки у нас развиваться не будут, поскольку они экономически невыгодны. На Западе эротический DVD стоит около 50 евро, посещение кабинки - 8-10. В России за 8 евро можно купить DVD - организация кабинок при этом теряет смысл.

По всей видимости, число секс-шопов в Петербурге увеличиваться больше не будет. Скорее произойдет некоторое уменьшение - за счет вытеснения с рынка "подвальных" магазинчиков с бедным ассортиментом. Возможно появление магазинов нового формата. По словам Марата Тагирова, перспективен формат самообслуживания, когда товары можно посмотреть, не обращаясь к продавцу. Этот формат давно освоен на Западе ("Пожалуйста, трогайте, гладьте и включайте игрушки", - гласит объявление в магазине Good Vibrations в Сан-Франциско). В Петербурге, по словам Тагирова, такой магазин сложно организовать по экономическим соображениям: нужна большая площадь помещения, а значит, возрастает арендная плата. Еще одной проблемой являются относительно высокие цены на ряд товаров, вызванные медленными темпами товарооборота.

Другой особенностью западного рынка является большая сегментация рынка. В Англии, например, существует демократичная (и самая крупная) сеть секс-шопов Ann Summers - в 2003 году ее оборот составил 100 млн фунтов. Есть более дорогие и гламурные Coco de Mer, Myla и Agent Provocateur, ориентированные во многом на женщин. Вообще, на Западе женщины составляют значительно большую часть клиентуры секс-шопов, чем в России. Возможно, организация специального секс-шопа для женщин и у нас окажется экономически успешным предприятием.

В целом рынок, по всей видимости, будет стабилизироваться. Секс-шопы все реже будут восприниматься как что-то из ряда вон выходящее и превратятся в привычную часть городского пейзажа - своего рода специализированные аптеки, призванные врачевать известные человеческие болезни как физического, так и душевного свойства.

Санкт-Петербург