Инвестиции в будущее

17 октября 2005, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Идея электронного правительства, на первый взгляд, исключительно привлекательна. Кажется, что взаимодействие граждан и бизнеса с властью через электронные каналы коммуникации способно решить многие традиционные российские проблемы - неравный доступ к информации, очереди, обилие бюрократической волокиты. Однако, как любое сложное дело, информатизация властных органов в России неизбежно сталкивается с массой серьезных проблем.

Одна из основных - низкий уровень компьютерной грамотности как населения, так и чиновников. Для того чтобы электронное правительство успешно функционировало, недостаточно запустить многофункциональный интернет-сайт. Нужно еще приучить людей пользоваться этим инструментом. Но по уровню охвата населения Интернетом Россия по-прежнему значительно уступает передовым в технологическом отношении странам. Даже в мегаполисах далеко не все жители пользуются Интернетом, что уж говорить о провинциальных городах и сельской местности. В этих условиях переход властных органов на взаимодействие с гражданами через Сеть может оставить за бортом большие группы населения.

Кроме того, чтобы электронное правительство на деле заработало, необходимо фактически перевести всю внутреннюю работу органов власти на электронный документооборот. Но любой человек, хотя бы раз в жизни побывавший в какой-либо из региональных администраций, может засвидетельствовать, насколько они от этого пока далеки. Зачастую, даже имея на столах компьютеры, чиновники используют их лишь в качестве печатных машин.

Вывод: для перехода к электронному правительству требуются масштабные и долговременные инвестиции в технологические решения и инфраструктуру, а также в образование и переподготовку кадров. Дело хорошее, но долгое: быстрой отдачи от этих инвестиций ждать не приходится.