Реформа местного самоуправления (МСУ), к которой власти всех уровней готовились два с половиной года, по сути, свернута. Введение еще одного, трехлетнего переходного периода для передачи поселениям полномочий и доходных источников означает, что избранные в них главы и депутаты становятся свадебными генералами (например, в Ленинградской области срок их полномочий как раз и составляет три года), а федеральная власть в следующий раз вспомнит о местной уже после очередных выборов. Задачи, стоящие перед МСУ, тоже наверняка изменятся и роль муниципалов в системе публичной российской власти может быть снова пересмотрена.
Муниципальная реформа оказалась никому не нужна. Избиратели ходят на выборы скорее по привычке - для них местная власть незаметна: куда действеннее, например, письмо на имя губернатора. Вина самих муниципалов в этом минимальна, так как никогда в постсоветской России они не имели реальных инструментов для решения хотя бы части проблем на своих территориях.
Мягко говоря, не в восторге от возможного повышения роли органов МСУ администрации субъектов РФ. Передача на поселенческий уровень земельных и имущественных вопросов означает для региональных элит частичную утрату полномочий и воспринимается не иначе как попытка внешних сил разрушить годами создававшиеся конструкции, замкнутые в конечном счете на губернатора, и потому отторгается всеми возможными способами. Федеральная власть в этом вопросе не хочет идти против губернаторского лобби, так как лояльные главы администраций субъектов РФ и подконтрольные им парламенты - та сила, на которую она может опереться в регионах.
Итак, самоуправление граждан - то самое былинное дитя, которое у семи нянек осталось-таки без глаза. Теперь федеральные и региональные власти стоят перед выбором - или добиваться полной слепоты младенца, или оставить ему возможность хотя бы вторым глазом видеть все местные проблемы и в случае необходимости подавать сигналы SOS наверх.