Камень преткновения

Вступление в силу федерального закона, ограничивающего рост тарифов ЖКХ, чревато серьезным конфликтом между регионами и центром

C нового года вступили в силу поправки в ряд федеральных законов, регламентирующих тарифное регулирование в сфере ЖКХ. Цель поправок – усилить федеральный контроль за этими тарифами, рост которых всегда раздражал население, а в последнее время стал беспокоить и Кремль (по данным Росстата, в 2005 году тарифы ЖКХ выросли на 32,7%, то есть втрое больше инфляции, в 2004 году их рост превысил инфляцию в два раза). Президент Владимир Путин недавно назвал рост тарифов ЖКХ одной из главных причин инфляции.

Упомянутые поправки дают правительству России право с 2006 до 2009 года ежегодно устанавливать вилку по всем видам тарифов ЖКХ от минимального до максимального предела.

Комментируя эту меру, вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен, курирующий сферу ЖКХ, заявил, что не представляет, «как этот закон будет работать на практике». В Смольном уверены, что федеральный центр не может решать, на каком уровне следует устанавливать тарифы в регионах, потому что «на месте виднее». Виролайнен прогнозирует сопротивление регионов попыткам федерального центра «связать им руки». А такие попытки, судя по всему, планируются, ибо на заседании правительства России 10 января Герман Греф пообещал президенту, что в 2006 году услуги ЖКХ в России подорожают не более чем на 20%, в то время как, по сведениям Грефа, регионы намерены увеличить их от 30 до 45%.

Итак, назревает конфликт между регионами и федеральным центром. Спровоцирован он недальновидной политикой всех заинтересованных сторон – и центра, и регионов, и монополистов – производителей коммунальных услуг. Дело в том, что рост тарифов обусловлен главным образом необходимостью увеличивать затраты на содержание основных фондов энергоснабжающих компаний – сетей, электроподстанций, котельных, ТЭЦ и т.д. Эта инфраструктура изношена, причем линейный рост износа основных фондов приводит к нелинейному приросту затрат на ремонтно-восстановительные работы: экономия на ремонте сегодня обернется завтра дополнительными затратами – на ликвидацию аварий, на потери из-за протекающих труб и т.д.

Эта нехитрая истина известна давно, однако все участники процесса ее упорно игнорируют. Федеральное правительство под давлением своего финансового блока, возглавляемого министром финансов Алексеем Кудриным, отказывается вкладывать бюджетные средства в инфраструктуру (мол, это «разгоняет» инфляцию, к тому же государственные инвестиции разворовываются). В то же время центр продолжает «доить» регионы, регулярно увеличивая долю региональных налоговых отчислений в федеральный бюджет. В результате сокращаются возможности регионов самостоятельно вкладывать средства в инфраструктуру, в том числе в основные фонды энергоснабжающих компаний, принадлежащих местным властям.

АО-энерго, обеспечивающие регионы электроэнергией и теплом, местным властям не принадлежат, но политика их главного собственника – РАО ЕЭС – до последнего времени практически копировала политику федерального правительства в отношении регионов. РАО тоже «доило» свои региональные дочерние компании, урезая их планы по ремонтно-восстановительным работам ради перечисления большей прибыли в центр. Весной 2004 года в РАО была официально объявлена политика повышения эффективности дочерних компаний, предусматривающая, что они должны увеличить перечисляемую акционерам прибыль.

С одной стороны, Анатолия Чубайса можно понять: он озабочен повышением инвестиционной привлекательности своих компаний, которая необходима для привлечения инвестиций в их развитие и модернизацию. С другой стороны, если наращивать выплаты по дивидендам за счет экономии на ремонте, то потребность в инвестициях на восстановление основных фондов растет лавинообразно. Получается мартышкин труд.

Власти и РАО сами загоняют ситуацию в тупик. Энергокомпании и местные власти единственный выход видят в повышении тарифов. То есть хотят компенсировать издержки собственной порочной политики за счет потребителей (как граждан, так и бизнеса). Федеральная власть намерена этому воспрепятствовать, установив пределы повышения тарифов. Но если тарифы будут ограничены и при этом всеобщее отношение к энергетической инфраструктуре не изменится, износ основных фондов ускорится, а потребности в будущих вложениях начнут расти как снежный ком.

«Ленэнерго», может, и ликвидирует свои долги по подключению к источникам электроэнергии новых объектов в Петербурге, как твердо пообещал недавно Анатолий Чубайс после непростого разговора с Валентиной Матвиенко (по данным на конец 2005 года, уже 607 таких объектов, в том числе жилых домов, офисных и торговых зданий, работали по временной схеме или вовсе не подключены, хотя деньги были давно заплачены). Но войти в ритм с развивающейся экономикой Петербурга энергокомпании без изменения политики РАО вряд ли удастся. Есть только один способ и остановить рост тарифов, и решить проблему с подключением новых объектов: все участники процесса должны сделать развитие энергетической инфраструктуры приоритетом, причем деньги на это брать не из тарифов, а из прибыли.

Администрация Петербурга на этот шаг уже пошла – два последних года бюджетные вложения в городскую инфраструктуру радикально возрастают. И потому рост тарифов на услуги монополистов, принадлежащих городу, по-видимому, уложится в федеральный норматив. Если руководство РАО ЕЭС предпримет аналогичный шаг, то есть разрешит «Ленэнерго» и новой генерирующей компании ТГК-1 вложить необходимую часть прибыли в ремонт и модернизацию своих основных фондов, то петербуржцев минует угроза ухудшения качества коммунальных услуг, а бизнес сможет оперативно подключать свои объекты к энергоисточникам.

Правда, такова ситуация только в Петербурге – в других регионах Северо-Запада, особенно дотационных, положение дел гораздо хуже. Там без серьезной финансовой помощи федерального бюджета проблему не решить. А поскольку правительство РФ, похоже, этой проблемой не слишком озабочено, угроза полномасштабного энергетического кризиса (в том числе в сфере ЖКХ) становится весьма реальной.