Формула порядка

Внедрение ИТ-решения для управления складом позволяет формировать конкурентные преимущества не только в силу экономии ресурсов, но и за счет новых услуг, появляющихся в портфеле компании

Так уже не раз писал «Эксперт С-З», многие отечественные компании более или менее успешно прошли этап внедрения базовых интегрированных ИТ-решений и сейчас все активнее проявляют интерес к продуктам, автоматизирующим специфические бизнес-процессы. К таким продуктам относятся WMS-системы (warehouse management systems), обеспечивающие автоматизацию управления складом.

В последние два года внедрения WMS в Петербурге и на Северо-Западе в целом участились, что совсем не удивительно. Экспансия розничных сетей, развитие бизнеса дистрибуторских компаний, рост спроса на услуги ответственного хранения и ужесточение конкуренции между коммерческими складами приводят к тому, что работа складских комплексов требует все более тонкой и точной настройки, уже невозможной без автоматизированного управления складом.

Прозрачный склад

Возможности автоматизации склада заложены в большинстве ERP-систем и более простых интегрированных решений. Однако, поскольку цели учета здесь – создание бухгалтерской отчетности и финансовое планирование, обычно «складская» функциональность ограничена учетом состояния товара, причем он производится уже после выполнения каждого заказа. Если склад невелик и имеет несложную структуру, а номенклатура товаров проста, то этого будет вполне достаточно, а самим процессом размещения, комплектации, отгрузки товара можно управлять вручную. В противном случае, если требуется постоянная оптимизация пространства склада и скорости работы, необходима система класса WMS, которая отслеживает состояние товара в режиме реального времени и может в автоматическом режиме управлять обработкой грузов. При этом потребности в автоматизации различаются для производственных складов, складов торговых или дистрибуторских компаний, коммерческих складов.

Система управления дистрибуторским складом должна обеспечивать обработку больших объемов товара и сложной номенклатуры, отправку заказов в день получения. В число ключевых задач входит поддержание оптимального уровня складских запасов и их своевременное пополнение. Когда торговый дом (ТД) «Эра» (торговля бытовой химией, парфюмерией, косметикой) приступил к расширению бизнеса и созданию единого складского узла, традиционный способ обработки товаров оказался неэффективным. По словам директора департамента управления бизнес-процессами «Эры» Игоря Ковтуна, при «бумажном» учете менеджмент не имел объективной информации о происходящих на складе процессах. Одним из инструментов перестройки бизнес-процессов склада стала система Solvo.WMS.

«В современных WMS-системах на основе радиотерминалов и технологии штрих-кодирования реализована возможность получать и обрабатывать данные в режиме on-line. Это особенно важно при работе со сложной номенклатурой товаров и на больших складских площадях – начиная от 1 тыс. кв. м», – говорит руководитель отдела маркетинга компании «Диалог Информационные Технологии» Александр Савельев.

На складе «Эры» для автоматизации процессов разгрузки, размещения и отгрузки товара использована комбинированная технология: часть товаров обрабатывается с использованием радиотерминалов, часть – на основе «бумажных» заданий. Автоматизированы все основные операции, начиная от поступления товара и заканчивая его отгрузкой клиентам. Реализована технология адресного хранения: сформулированы правила, как система должна реагировать при поступлении товара в зависимости от его веса, прочности, сроков годности, состава партии. На основе этих правил программа самостоятельно определяет зоны и секции, подходящие для размещения груза, выдает задания на перемещение груза при необходимости освободить место.

При отгрузке WMS принимает заказы из учетной системы и генерирует задания по подбору товара. Эти задания выдаются на бумажных листах или загружаются в радиотерминал. В первом случае кладовщик движется по указанному маршруту и подбирает товар, а выполнение задания фиксируется контролером при отгрузке. Если работник пользуется терминалом, он сканирует штрих-коды на указанных программой упаковках и состояние груза система отражает в реальном времени. Таким образом, даже достаточно крупные заказы можно полностью обработать и доставить спустя несколько часов после их получения.

Информацию о текущем состоянии грузов, подбираемых по бумажным документам, конечно, получить невозможно. «Мы не знаем, когда конкретно фасовщица с контрольным листом подошла к полке и собрала товар», – говорит Игорь Ковтун. Пока что оклеивать все грузы штрих-кодом невыгодно. Однако постепенно руководство компании приходит к мысли, что «бумажный» формат работы тормозит дальнейшую оптимизацию складских операций.

Ответственность и отчетность

На коммерческом складе номенклатура товаров, объемы закупок и состав партий могут меняться непредсказуемо. Более того, как отмечает руководитель отдела маркетинга «СОЛВО» Римма Трапуленис, складскому оператору приходится заниматься обработкой транзитных грузов, акцизов и сертификатов, сбором комплектов и изделий, упаковкой и переупаковкой товара. Эффективное управление такой системой без WMS-решения едва ли возможно. Поэтому среди требований, которые крупные иностранные и российские грузовладельцы предъявляют к коммерческим складам, непременно числится автоматизация складских операций.

В комплексе «Охта Терминал», принадлежащем компании Megalogistic, внедрение WMS-системы произошло одновременно с запуском в эксплуатацию самого склада. По словам директора по логистике Александра Костромитинова, планировалось воспользоваться зарубежным опытом автоматизации складов, и поэтому выбор остановили на EXceed 4000 (разработчик – SSA Global, проект реализовала компания «i2 СНГ»).

Работа на складе ведется по «бумажным» заданиям и с помощью мобильных терминалов. Рекомендации по размещению груза и маршруты подбора генерируются системой, но при необходимости в них можно внести изменения. Поддерживается партионный учет, позволяющий объединить товар по нужным характеристикам и затем при отгрузке восстановить точный состав партии. Клиенты могут отдавать указания на разгрузку или погрузку товара в электронной форме, а также получают по электронной почте отчеты о состоянии склада, содержание и периодичность которых устанавливаются по договоренности.

В планах на будущее полный переход на штрих-кодирование и терминальную обработку грузов. Однако пока радиотерминальная обработка применяется в основном к дорогим грузам и к партиям товара со сложной номенклатурой.

Мобильные кладовщики

Автоматизация коммерческих складов холдинга «Ниеншанц» началась с момента, когда компания выделила эти услуги в самостоятельное направление, создав подразделение «Ниеншанц-Логистик». При внедрении WMS-системы ставилась также задача объединить управление всеми складами, один из которых находится в Москве. ИТ-решение для склада было создано на платформе уже внедренной в «Ниеншанце» системы управленческого учета «БУХта» – таким образом сразу была решена проблема интеграции WMS с основной информационной системой предприятия.

В числе главных приоритетов проекта оказались мобильность и режим реального времени. Все работники склада пользуются мобильными компьютерами, все товары снабжены штрих-кодами. На экране терминала высвечивается список текущих заданий, которые выполняются в пошаговом режиме. Если пользователь не знает, каков товар по внешнему виду, на экран выводится его изображение. При подборе товара система проверяет правильность действий кладовщика и может указать на ошибку.

В итоге менеджмент склада располагает точной информацией о состоянии товара и этапах исполнения заказа, может в любой момент увидеть долю собранного товара по каждой накладной, а при необходимости – приостановить работу и переключить работника на другое задание. Среди других особенностей проекта стоит отметить поддержку динамической топологии склада.

Владельцам грузов предлагается доступ к WMS через веб-интерфейс, с помощью которого они могут в любое время изучить состояние товара, а также по электронной почте передать заявку на разгрузку или погрузку. Клиенты получают всю информацию о грузе, доступную оператору склада.

Экономия как фактор успеха

Разумеется, WMS может рассматриваться как инструмент снижения издержек. В первую очередь это экономия времени, человеческих и материальных ресурсов, возможность снизить потери товара.

При автоматизированном учете система заполняет пространство склада, используя алгоритмы оптимального размещения и увеличивая фактическую емкость комплекса. Поиск товара также ведет программа, и кладовщику остается правильно следовать ее указаниям – все это значительно ускоряет работу. По статистике «СОЛВО», благодаря правильным стратегиям размещения грузов, процедуре уплотнения и использованию ячеек с разной высотой вместимость склада увеличивается на 5-25%, при контроле с помощью штрих-кодирования производительность труда растет в среднем на 20-30%. Автоматизированное планирование заданий дает возможность заранее просчитать объем работ, подобрать товар к отгрузке еще до того, как прибудет машина, развозящая грузы.

Ошибки в комплектации заказа при автоматизированном учете сводятся к минимуму, говорит главный менеджер холдинга «Ниеншанц» Валерий Минашкин. Прозрачность всех операций побуждает кладовщиков к повышению качества труда. Кроме того, учет сроков годности и прочих особых условий хранения позволяет существенно снизить риск повреждения и порчи груза.

По словам руководителя направления складской логистики компании «БУХта» Егора Полякова, полномасштабная автоматизация склада сокращает и затраты на обучение работников, время на знакомство с номенклатурой грузов и устройством склада: все уже заложено в системе. В случае повышенной нагрузки на один склад можно немедленно перебросить туда работников другого склада, которых не придется обучать тонкостям обустройства комплекса.

Аналитика движения

Накопление данных по грузам позволяет вести и анализ эффективности складских операций. Как рассказал Игорь Ковтун, комплектация заказов в «Эре» производится в основном ночью, чтобы утром они уже были готовы к доставке. Раньше менеджер склада, приходя утром на работу, мог оценить ситуацию лишь со слов начальника смены. Теперь он получает почасовой график складских операций – отличное средство для выявления провалов в производительности.

Егор Поляков добавляет, что благодаря учету складских операций можно детально изучить качество и продуктивность работы сотрудников, ввести оценочные критерии для каждого действия. Как следствие, появляется возможность выстраивать систему мотивации, например начислять зарплату по информации WMS о производительности труда.

Анализ данных по грузопотокам конкретного клиента позволяет прогнозировать их движение в будущем и формировать более гибкую ценовую политику, предлагать индивидуализированные тарифы, в зависимости от интенсивности отгрузок, специфики товара и т.д. А данные по движению грузов и аналитические отчеты в режиме реального времени – ценная информация для логистов. Изучая оценки оборачиваемости товара, клиент может понять, какие грузы слишком долго лежат на складе, и оптимизировать свои закупки и логистику. Предоставляя все эти данные и отчеты, оператор расширяет пакет услуг ответственного хранения.

Слишком человеческое

В то же время не следует рассматривать WMS-систему как абсолютно эффективный инструмент, позволяющий идеально настроить бизнес-процессы склада. Главный ресурс склада – это, разумеется, работники компании. Если управление персоналом и внедрение WMS лежат в рамках единой стратегии, то успех вполне вероятен. Если же менеджменту не удастся справиться с человеческим фактором, то автоматизация склада принесет лишь убытки.

Одна из самых острых проблем при внедрении WMS – сопротивление персонала. «Хорошие, опытные кладовщики в штыки принимают любое новшество, они не доверяют компьютеру и его указаниям. Да и сам я около года сопротивлялся автоматизации склада», – признается Валерий Минашкин. Менее опытные сотрудники опасаются, что программа сделает их труд ненужным и доведет до увольнения. Кроме того, обучить работе с системой сотрудника склада – не то же самое, что научить офисного работника, уже обладающего необходимыми базовыми навыками. На время обучения производительность труда резко падает, а некоторые не выдерживают нагрузки и увольняются. «Внедрение WMS-систем должно сопровождаться изменениями в системе мотивации персонала, так как иначе проект может „упереться“ в человеческий фактор», – заключает Александр Савельев.

Стоит подчеркнуть, что мы не сравнивали функциональность трех упомянутых WMS-систем. Вопрос не в том, какой продукт лучше, а в том, за какую функциональность владелец склада готов платить, в чем он реально нуждается. Менеджеры, с которыми мы беседовали при подготовке этой статьи, единодушно говорят, что приобретали WMS «на вырост», стремясь не просто оптимизировать работу склада, но создать конкурентные преимущества, причем часть из них потребуется только завтра. Делать ли ставку на будущее, приобретая реальные сегодняшние выгоды, или экономить и выжидать, зависит от бизнес-стратегии предприятия.

Санкт-Петербург

Когда возникает потребность в автоматизации склада

Параметры складского комплекса

  • Большие складские площади
  • Сложная топология склада
  • Большие объемы поставок и заказов
  • Сложный ассортимент товаров
  • Наличие товаров с разными условиями хранения (по сроку годности, температуре и пр.)
  • Использование различных типов отбора

Бизнес-задачи владельца склада

  • Повышение емкости склада
  • Ускорение обработки грузов
  • Сокращение потерь и хищений
  • Упрощение труда работников
  • Введение новых услуг для грузовладельцев