Государственную конкурсную комиссию при правительстве Санкт-Петербурга, чьи решения по конкурсам ЖКХ порождают столько споров, возглавляет вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский. Корреспондент «Эксперта С-З» обратился к нему с просьбой дать разъяснения по сложившейся ситуации с конкурсами.
– Вас устраивает, что на конкурсах побеждают главным образом государственные «Жилкомсервисы»?
– Для нас, как для хирурга, главное – не навредить. Какое бы плохое ЖКХ у нас ни было, главное – не сделать еще хуже. Есть опасность. Поэтому, анализируя конкурсные предложения, мы очень внимательно изучали источник основных вложений. Можно написать любые суммы, но где предполагается взять деньги? Если за счет прибыли, там рентабельность небольшая, неясно, откуда прибыль. Если взять кредит, его нужно отдавать, выплачивать проценты. По всем этим вопросам мы требовали убедительных разъяснений.
Мы убеждены, что к обслуживанию жилого фонда нужно привлекать частные компании. Другое дело, что адекватного предложения со стороны частных компаний мало, потому что рынок очень слабо развит. Работу им дадут, но надо уметь участвовать в конкурсах. А у них еще нет достаточного опыта такого участия. Да и мощность «Жилкомсервисов» – по численности, оборудованию, наличию специалистов – сейчас существенно больше, чем у частных компаний. Мощность частников должна нарастать, и по мере роста они будут забирать все большую долю рынка. Для того чтобы они составили достойную конкуренцию, нужны время и воля.
– Решение комиссии во многом зависит от того, в каком виде ей представлены документы. А среди людей, которые их готовят, наверняка есть противники реформы. Вы интересовались, к примеру, в чем конкретно выражается основная претензия к частным компаниям – «недостаточность экономического обоснования»?
– Конечно. Кроме заключения Жилищного комитета комиссия выслушивает мнение рабочей группы, куда входят председатели Комитета финансов, Комитета экономики, сотрудники моего аппарата. По возможности они стараются все проверить. Другое дело, что если задаться такой целью – надуть, это можно сделать, сомнений нет. Если какие-то конкретные люди в районах или в Жилищном комитете заинтересованы в том, чтобы ввести комиссию в заблуждение или от нее что-то скрыть, то да, это возможно. Всегда есть те, кто за реформу, и те, кто против.
Я не склонен идеализировать нашу систему конкурсов, поскольку мы вынуждены выбирать какие-то критерии. Объективных критериев не бывает никогда. Я отдаю себе отчет также и в том, что люди зачастую могут быть необъективны. Самое важное – двигаться вперед. Я сторонник малых дел. Отдали часть рынка бизнесу – хорошо, двигаемся дальше – отдаем больше.
– Вы не боитесь, что попытки манипулировать конкурсами загубят реформу? Ведь именно эти манипуляции отпугивают крупнейшие частные компании: они не хотят участвовать в ваших конкурсах…
– Во-первых, есть критерий: если доля частных компаний с каждым годом увеличивается, значит реформа идет. Во-вторых, чтобы пресечь манипуляции и заставить процедуру нормально работать, нам обязательно нужна обратная связь со всеми, кто участвует в конкурсах. Мы, например, стараемся общаться со строителями, дорожниками. Люди высказывают свою точку зрения, как сделать процедуры справедливыми, правильными. И мы принимаем их аргументы.
Для того чтобы и в ЖКХ конкурсные процедуры были оптимальные, сам бизнес должен быть активен. Он должен активно взаимодействовать с нами при выработке правил, критериев. А сейчас что происходит? Проигравшие на конкурсах частные компании уверены, что их несправедливо обидели, но жалуются только журналистам. К нам не приходят, никаких предложений по совершенствованию процедуры не приносят. Между тем я готов всех выслушать. Мы, конечно, и сами будем совершенствовать процедуру по мере накопления опыта, но без обратной связи это будет происходить медленнее.
Если частные компании не участвуют в конкурсах и с нами не общаются, нам трудно понять, что происходит. Без их активности невозможно решить проблему. Частные компании должны понимать: счастье в их руках. Мы не можем за них эту проблему решить. Как во всяком новом деле, важно, чтобы был какой-то положительный пример. Кому-то надо нести флаг. Должны быть пассионарии в этой отрасли.
Беседовали Владимир Грязневич, Елизавета Добкина