Интересное будущее

Андрей Лихачев: «Должны создаваться условия, позволяющие всем инвесторам окупать вложения…»

В процессе реформирования электроэнергетики было создано и в конце 2005 года начало свою деятельность ОАО «ТГК-1». Объединив генерирующие предприятия на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей, а также Республики Карелия, ТГК-1 стала одной из крупнейших в России энергокомпаний. О перспективах развития энергетического комплекса на Северо-Западе рассказывает генеральный директор ТГК-1 Андрей Лихачев.

– Как руководитель ОАО «ТГК-1», насколько вы удовлетворены ходом реформы электроэнергетики?

– Не хочу претендовать на то, чтобы давать масштабные оценки процессов в российской энергетике. На мой взгляд, у этого рынка весьма интересное будущее, и я смотрю на него с оптимизмом. Мы довольны тем, как идет формирование ТГК-1, как складываются отношения с властями Мурманской области и Республики Карелия – в новых для нас зонах деятельности. Пока ТГК-1 работает на праве аренды основного имущества, но до 1 ноября 2006 года предполагается закончить переход на единую акцию и формирование полноценной компании с четкой структурой собственности.

Мы внимательно следим за тем, как формируются конкуренты – ОГК и ТГК. Среди наших конкурентных преимуществ то, что ТГК-1 как операционная компания начала свою деятельность раньше других. Это означает, что мы раньше остальных компаний получим историю отчетности, выстроим процедуры; в составе совета директоров у нас есть независимые, признанные в мире электроэнергетики специалисты. На допэмиссию мы можем выйти если не в конце 2006 года, то в начале 2007-го. Если кто-то нас и опередит, то не более чем на квартал.

– Создаются ли в Петербурге необходимые для развития электроэнергетики условия?

– Приступив к работе в «Ленэнерго» в конце 1999 года и занимаясь антикризисным управлением, мы уже к 2002-му сформировали понимание необходимости реновации основных фондов, развития генерирующих источников и сетевого хозяйства. Было ясно, что их состояние – основной фактор, лимитирующий развитие города и области. К нашему удовлетворению, новый губернатор Валентина Матвиенко действительно сделала развитие городской инфраструктуры важнейшим направлением своей деятельности. И мы очень рады, что наши предложения, содержавшиеся в программе «Ленэнерго», составили на 90% Программу развития объектов электроэнергетики, принятую правительством города. Ведь очевидно, что без власти в вопросах развития инфраструктуры ничего невозможно сделать. К сожалению, все внешние факторы целям развития инфраструктуры подчинить не удалось…

– Что, на ваш взгляд, оказывается главным фактором, сдерживающим приток инвестиций в электроэнергетику?     

– Это, несомненно, тарифная политика. Да, правительство РФ устанавливает для всех субъектов Федерации предельный рост тарифов – своего рода «среднюю температуру по палате». Но мы ожидали, что Петербург все-таки получит дополнительные возможности. Петербургу, имеющему амбициозные планы в области строительства жилья, промышленных предприятий, заявляющему о росте экономики в целом (что подкрепляется делами), трудно вписаться в общий для всех регионов коридор. Это оказалось объективным фактором.

В то же время – почему в Петербурге так активно развивается проект «Петербургтеплоэнерго», почему стал возможен проект Юго-Западной ТЭЦ? Посмотрите тарифы, которые назначаются для этих производителей, – они в несколько раз выше, чем были для «Ленэнерго», а сегодня для ТГК-1! Для них город нашел возможность создать правильные условия, которые обеспечивают возврат вложенного капитала, и этот капитал способен творить чудеса. Но чтобы инвестиции устремлялись в электроэнергетику, должны создаваться условия, позволяющие всем инвесторам окупать вложения – независимо от того, приходят они в ТГК-1 или реализуют свой, индивидуальный проект. Ключевым фактором, влияющим на решения правительства, должна являться стратегия собственника. Если это долгосрочная инвестиционная деятельность – подразумеваются соответствующие условия для предприятия. Если краткосрочная стратегия, направленная на извлечение прибыли, – условия иные.

– Видите ли вы перспективу конкуренции на уровне генерации, например с Юго-Западной ТЭЦ?

– Для нас главный конкурент по генерации – не станция, которую еще только предполагается построить, а действующие сильные игроки. Это прежде всего Росэнергоатом в лице Ленинградской и Кольской АЭС и ОГК-6, куда входит Киришская ГРЭС. Не будем забывать и о линиях перетока, позволяющих передавать энергию из центра России на Северо-Запад.

– Предполагается ли продажа «Петербургской сбытовой компании», входящей в ТГК-1?

– На сегодня решение о продаже не принято. С 1 апреля 2006 года в РФ начнет действовать новый энергетический рынок, и мы должны посмотреть, как он себя проявит. С учетом этого опыта у нас в системе РАО ЕЭС появится понимание, что делать со сбытами – нужны они как аффилированные с генерацией структуры или не нужны.

– Действительно ли решен вопрос о приобретении городом пакета акций ОАО «Ленэнерго»?

– Не очень корректно с моей стороны комментировать такого рода преобразования в «Ленэнерго»… Тем не менее, насколько я знаю, город готов выделять бюджетные средства для строительства и развития инфраструктуры. Но законодательство РФ запрещает напрямую финансировать ОАО «Ленэнерго» из бюджета. В этом случае эмиссия может быть вполне приемлемой правовой конструкцией. Знаю, что в РАО ЕЭС отношение к подобному решению проблемы положительное. Если «Ленэнерго» произведет допэмиcсию, которую за счет бюджета смогут оплатить администрации Петербурга и Ленинградской области, то «Ленэнерго» получит деньги на развитие, а город и область – легитимный способ вложения средств в инфраструктуру.

Санкт-Петербург