Это их крест*

Для крупных федеральных холдингов задачи переоснащения и расширения производства остаются ключевыми. От их решения во многом зависит развитие территорий и смежных отраслей

Концентрация российской экономики значительно выше, чем в большинстве развитых стран. По этому показателю мы значительно опережаем не только США и Европу, но и чеболизированную Южную Корею. Если в России на 10 крупнейших ФПГ приходится более 35% промышленного выпуска, то в США этот показатель составляет порядка 25%, а в Южной Корее – порядка 30%. Безусловно, такое положение вещей в долгосрочной перспективе имеет для отечественной экономики скорее отрицательное значение. Однако в настоящее время именно гиганты отечественного бизнеса являются модернизационными агентами экономического развития России, а также несут основное бремя социальной нагрузки на территориях размещения своих производств.

Дорогой ВТО

Крупнейшие федеральные холдинги, ведущие свой бизнес на территориях Северо-Западного региона («СУАЛ», «ЕвроХим», «ФосАгро», Архангельский ЦБК, «ЛУКОЙЛ», «Северсталь» и др.), используют в своей деятельности естественно-конкурентные (сырьевые) преимущества страны. Основные объемы их продукции идут на экспорт, но растущие из года в год потребности внутреннего рынка делают его не менее привлекательным, чем мировые. К сожалению, укрепляющийся рубль снижает преимущества отечественных товаров перед иностранными, что усложняет для производителей задачи удержания завоеванных позиций на внешних рынках и расширения представительства внутри России. В данной ситуации остановка в развитии – непозволительная роскошь.

В настоящее время крупные бизнес-группы реализуют самые разнообразные проекты, но все они через модернизацию существующего производства и создание новых мощностей решают задачи повышения качества продукции накануне вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и сбалансированности производственных цепочек: добыча сырья – переработка – сбыт.

Можно долго спорить о том, чего больше получит страна, вступив в ВТО, – плюсов или минусов, но то, что это вступление рано или поздно случится, – факт (не исключено, что уже в 2006 году). Открытие торговых границ по-разному скажется на тех или иных отраслях. Ощутимую выгоду получат компании-экспортеры, страдающие от антидемпинговых мер в странах – членах ВТО. Прежде всего это относится к производителям химических удобрений и представителям черной металлургии. Для того чтобы в полной мере воспользоваться новыми возможностями, производители удобрений приводят часть своей продукции в соответствие с требованиями европейского рынка. По словам технического директора ЗАО «МХК „ЕвроХим“» Александра Туголукова, на Ковдорском ГОКе, входящем в «ЕвроХим», в этом году стартует проект, связанный со снижением содержания серы в апатитовом концентрате (сырье для фосфорных удобрений). По окончании проекта, в 2007 году, содержание серы в сырье сократится более чем в 10 раз.

На агрохимическом комбинате «Аммофос» (наряду с «Апатитом» и «Череповецким Азотом» входит в «ФосАгро») в 2005 году завершилась комплексная реконструкция мощностей стоимостью 90 млн долларов. «В результате увеличены объемы производства минеральных удобрений. Например, выпуск комплексных NPK-удобрений (сложные химикаты на основе азота, фосфора и калия) только в 2005 году увеличился на 10%. При этом снижены расходные нормы по потреблению сырья и электроэнергии, что является результатом проводимой „ФосАгро“ модернизации в преддверии вступления России в ВТО», – рассказывает генеральный директор ЗАО «ФосАгро АГ» Максим Волков.

Производство стали – капиталоемкий вид деятельности, и в настоящее время ОАО «Северсталь» ведет обширную программу по модернизации мощностей, которая требует серьезных инвестиций. Комбинат в этом году по сравнению с 2005 годом увеличит инвестиции на 30%, доведя их объем до 26 млрд рублей. Основные средства пойдут на развитие сталеплавильного производства и реконструкцию домны №5.

Для вертикально интегрированных компаний, действующих на территории региона – «ФосАгро», «ЕвроХима», «СУАЛа», – одной из важнейших задач в последнее время стало обеспечение сбалансированности мощностей по добыче сырья и его дальнейшей переработке

Для целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП), в отличие от производителей удобрений и металлургов, открытие внутреннего рынка несет ряд проблем. Высокие импортные пошлины сегодня позволяют крупным игрокам этого рынка эффективно сбывать свою продукцию внутри страны по ценам, близким к мировым. Напротив, внешний рынок (который более чувствителен к невысокому качеству продукции) покупает лесные товары из России с большим дисконтом. Такая ситуация в скором времени может измениться, поэтому борьба за повышение конкурентоспособности продукции, а также снижение издержек производства – основные задачи, которые решают предприятия ЦБП.

В рамках решения этих задач ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», по словам заместителя генерального директора по технике и техобслуживанию предприятия Андрея Богданова, завершает в текущем году реконструкцию отбельного цеха хвойной целлюлозы и перевод его на бесхлорную технологию. А на Архангельском ЦБК реализуется программа технического перевооружения до 2015 года. «Ее выполнение должно привести к увеличению объемов выпуска товарной продукции на существующих мощностях и к резкому снижению удельных издержек, – говорит директор по экономике и финансам ОАО „Архангельский ЦБК“ Дмитрий Зылев. – Основные направления программы – модернизация картонного производства и производства целлюлозы, а также мероприятия природоохранного характера и развитие инфраструктуры».

Для экспортеров дефицитного на мировых рынках сырья – энергоресурсов и цветных металлов – сегодня не существует каких-либо ограничений от внешнеторговых барьеров, поэтому вступление России в ВТО для компаний этих отраслей ничего принципиально не меняет. По большому счету, им достаточно не снижать объемы производства и пользоваться благоприятной внешней конъюнктурой. «Сегодня наш главный инвестпроект – строительство рудника „Северный глубокий“, – говорит генеральный директор ОАО „Кольская ГМК“ Евгений Потапов. – В 2008 году закончатся основные запасы руды, добываемой открытым способом. Для сохранения объемов производства сырья необходимо запустить подземный рудник, который с 2010 года должен давать 6 млн тонн руды в год».

Для ОАО «ЛУКОЙЛ» освоение Тимано-Печорского региона на Северо-Западе связано с важной задачей восполнения промышленных запасов нефти. Их прирост в 2005-2010 годах должен составить не менее 120 млн тонн, а добыча к 2015-му доведена до 22-23 млн тонн в год. Суммарные инвестиции «ЛУКОЙЛа» на этой территории до 2015 года могут достичь 197 млрд рублей.

Сырьевая независимость

Для вертикально интегрированных компаний, действующих на территории региона – «ФосАгро», «ЕвроХима», «СУАЛа», – одной из важнейших задач в последнее время стало обеспечение сбалансированности мощностей по добыче сырья и его дальнейшей переработке. Решение этой проблемы помогает холдингам не только получать дополнительную прибыль, но и избегать ценовых конфликтов внутри производственных цепочек, подобных тому, что произошел прошлым летом между «Пикалевским глиноземом» и «Апатитом».

Сегодня бывшие контрагенты – «Апатит» и принадлежащий «СУАЛу» «Пикалевский глинозем» отказались от сотрудничества. Первый реализует собственные варианты переработки добываемого нефелина, второй коренным образом меняет технологии основного производства (переходит с нефелина на бокситы). «В этом году предстоит провести начальные работы в рамках реализации проекта строительства в Кировске на „Апатите“ комплекса по переработке нефелинового концентрата. С этой же целью в перспективе планируется строительство еще одного комплекса в Пикалево», – заявляет Максим Волков.

Отказ от переработки нефелинового концентрата потребовал от «Пикалевского глинозема» существенных изменений технологии. «При переводе технологии на новый вид сырья обычно на производстве работает проектное НИИ, в течение полугода моделируя ситуацию. Но в данном случае остановка градообразующего предприятия была недопустима, поэтому компания приняла решение осуществлять проект перехода „Пикалевского глинозема“ на бокситы без прекращения производства», – говорят в «СУАЛе».

Переход Пикалево на бокситы в какой-то мере совпал со стратегической линией «СУАЛа». Компания, по существу, создала новую сырьевую базу национальной алюминиевой промышленности, введя в строй Средне-Тиманский бокситовый рудник. Разработка, строительство и эксплуатация современного боксито-глиноземного комплекса в Коми на базе Средне-Тиманского месторождения бокситов – важнейший инвестиционный проект «СУАЛа». В рамках проекта «Коми Алюминий» планируется увеличить годовой объем добычи на бокситовом руднике с сегодняшних 2 млн тонн до 6 млн тонн бокситов в 2008 году и построить в регионе глиноземный завод годовой мощностью 1,4 млн тонн. «Реализация проекта, который осуществляется в партнерстве с „РУСАЛом“, позволит вдвое увеличить обеспеченность отечественной алюминиевой отрасли собственным сырьем», – отмечают специалисты «СУАЛа».

ЗАО «МХК „ЕвроХим“» (два его предприятия – КГОК и «Фосфорит» – находятся на Северо-Западе), в отличие от коллег, практически решило проблему сырьевой зависимости – в 2007 году оно планирует отказаться от закупок на стороне апатитового концентрата для своих агрохимических компаний. Для увеличения собственного производства этого сырья осталось запустить на КГОКе комплекс по выпуску апатитового концентрата из отходов (хвостов) производства железорудного концентрата и в дальнейшем наладить добычу с нового месторождения апатит-штаффелитовых руд.

«Новые мощности не только дадут дополнительно 800 тыс. тонн апатитового концентрата в год, но и обеспечат сырьевую независимость входящих в группу „Фосфорита“, „Лифосы“ и „Минудобрений“, – отмечает Александр Туголуков. – Свой концентрат обеспечит МХК сырьем на пять лет с учетом роста выпуска удобрений в 1,5 раза».

Для «Северстали» проблема независимости от поставщиков сырья в основном была решена еще несколько лет назад. При необходимости «Северсталь» в состоянии покрыть свои потребности в угле на 100% и в железорудном сырье на 75% – за счет поставок с подконтрольных добывающих предприятий.

Денег хватает

Основным источником инвестиций являются либо собственные средства компаний, либо займы и первичные размещения акций на финансовых рынках. По оценкам экспертов, крупные холдинги, в отличие от среднего и малого бизнеса, сегодня не испытывают проблем с привлечением средств. С одной стороны, рекордные цены на сырьевых рынках позволили отечественным экспортерам аккумулировать на счетах солидные суммы. С другой стороны, как говорит аналитик инвесткомпании «Финам» Ольга Беленькая, если крупному инвестору не удастся собрать необходимые деньги на внутреннем рынке, он без труда может получить кредит у западных банков. Таким образом, сегодня на первый план выходит не способность привлекать средства, а умение эффективно их тратить, грамотные финансовые и управленческие стратегии компаний.

Тем не менее компаниям приходится сталкиваться с ситуациями, когда, даже обладая необходимой суммой на счете, они не имеют возможности ею воспользоваться по своему усмотрению. В настоящее время реализация проекта СУАЛа – «Кандалакшский алюминиевый завод-2» стоимостью около 800 млн долларов – приостановлена на неопределенный срок. Проблема – в согласовании условий энергообеспечения будущего производства (в настоящее время в России отсутствуют законодательные механизмы гарантирования доступа к электроэнергии на долгосрочной основе).

Если не мы, то кто?

Многие предприятия, входящие в состав крупных холдингов, являются для своих территорий градообразующими. От их экономической активности во многом зависит состояние как отдельных городов, так и целых регионов, где они ведут свою деятельность (например, входящая в «Норникель» «Кольская горно-металлургическая компания» формирует до 20% налогов Мурманской области). Любые изменения в деятельности таких компаний сразу отражаются на состоянии региональной экономики и, соответственно, на социальной обстановке. Кроме того, очень часто на градообразующих предприятиях «висит» вся социальная инфраструктура, что, безусловно, снижает эффективность их бизнеса. Тем не менее большинство руководителей холдингов, включенных в настоящий обзор, считают, что такова объективная реальность – их предприятия вынуждены «нести этот крест». «Если не мы, то кто?» – говорят они.

При всем том возможность получения региональных льгот под тот или иной проект крупные компании считают хоть и важным обстоятельством, но не определяющим. «Срок окупаемости проекта по переработке нефелинового концентрата в Пикалево без льгот достигает 12 лет. Для «ФосАгро», даже с учетом привлечения сторонних инвесторов, инвестиции 1,3 млрд долларов – достаточно большая нагрузка. Если региональные власти готовы пойти на предоставление льгот и тем самым сократить сроки окупаемости, реализация проекта пойдет быстрее. Это в конечном итоге выгодно всем», – говорит Максим Волков.

Экономика России сегодня слабо диверсифицирована и существенно зависит от мировых цен на сырьевые товары. Это значит, что серьезное и продолжительное их падение приведет к снижению прибыли сырьевых компаний, а в дальнейшем – и к экономическому спаду всей российской экономики. Рекордно высокие цены – напротив, практически без всяких усилий со стороны бизнеса и правительства наполняют экономику деньгами и создают видимость благополучия. Пока нет ясного понимания того, как изменить ресурсно-экспортную стратегию. Все большее число экспертов склоняется к тому, что не стоит возлагать необоснованные надежды на то, что в стране удастся реализовать качественно новую стратегию, предполагающую значительное увеличение объемов экспорта наукоемкой продукции. По их мнению, стране необходим третий путь, который совмещал бы преимущества этих двух стратегий, – ресурсно-инновационное развитие. Независимо от того, какая стратегия будет реализовываться на долгосрочной основе, именно от крупных сырьевых холдингов еще долго будут зависеть федеральный и региональные бюджеты, развитие территорий и смежных отраслей.

* Этим материалом мы начинаем цикл статей, посвященных деятельности крупных федеральных холдингов на территории Северо-Запада

Санкт-Петербург