Технология совмещения

Тема недели
Москва, 27.02.2006
«Эксперт Северо-Запад» №8 (261)
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам – эффективный способ стимулирования АПК и жилищного строительства, считает Павел Орда

В начале реализации президентских национальных проектов российские регионы столкнулись с рядом организационных трудностей. Многие нормативные акты федерального уровня были разработаны с опозданием, по многим мероприятиям до сих пор нет четкого финансового плана и программы действий. О том, как действуют региональные власти в этих условиях и как они планируют работать по национальным проектам, корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал первый заместитель главы Республики Коми Павел Орда.

– Еще в декабре – начале января предполагаемая программа действий по национальным проектам была весьма туманной. Насколько изменилась ситуация сейчас, и что вы предпринимаете, чтобы сократить неопределенность?

– Многое до сих пор не прояснилось, но по некоторым направлениям мы уже имеем представление, что получит республика. Общее понимание складывается. Но мы хотим окончательно и отчетливо понять, каким образом эти национальные проекты нас коснутся, какие обязательства у нас еще появятся. Проектом занимаются несколько федеральных ведомств, и у всех разные подходы и концепции финансирования. 70% времени уходит на то, чтобы вникнуть во все эти позиции и согласовать наши действия. Нужно понять, как изменить бюджет республики, чтобы выполнить федеральные требования; видимо, коррективы в бюджет будут внесены в апреле. Помимо этого у нас есть собственные нужды, которые, бывает, не очень-то пересекаются с национальными проектами, и все эти программы нужно в конечном счете срастить.

– При главе республики создан совет по реализации национальных проектов. Что будет делать этот орган?

– Совет создан для того, чтобы контролировать выполнение национальных проектов на территории республики. Заявлено десять мероприятий – совет отслеживает, когда и куда идут деньги. Когда требуется какое-то совместное решение, оно принимается на этом совете. Вторая задача – выработка предложений по национальным проектам на будущий период. Вспомним монетизацию льгот: эта история показала, что может произойти, если предупреждения субъектов Федерации игнорируются. Нас никто не хотел слушать, и получили то, что получили. Сейчас разрешили ситуацию, появилась система. Но мы очень боимся повторения этих проблем. Чтобы по крайней мере на уровне республики добиться определенности, урегулировать взаимодействие различных ведомств, и был создан этот совет. При необходимости он будет давать поручения республиканским министерствам, чтобы те внесли предложения в Минфин РФ.

– По данным Минсельхозпрода республики, из 96 сельскохозяйственных предприятий только 12 подали заявки на кредитование в рамках национального проекта по АПК. Это и есть реальная доля жизнеспособных хозяйств?

– Да.

– Получается, что предприятия, которые имеют отрицательный баланс, из национальных проектов выпадают. Кто же будет заниматься их финансовым оздоровлением?

– Основная проблема села – нехватка квалифицированных менеджеров, которые умеют вести этот сложный бизнес. Предприятия не разоряются сами. Их разоряют конкретные люди, которые ими руководят. И наше вмешательство должно заключаться прежде всего в обучении будущих менеджеров и специалистов.

– Допустим, пришел на такое предприятие квалифицированный менеджер. Может ли он рассчитывать на поддержку со стороны республиканского бюджета?

– Если он придет с разумным планом, если работает по правилам бизнеса, а не пытается закрывать муниципальные нужды, то, безусловно, может. Если человек хочет развивать свое дело, пусть даже это индивидуальный предприниматель, мы готовы ему помочь, например в лизинге.

– Еще один национальный проект, важный для инфраструктуры регионов – «Доступное жилье». Помимо субсидий гражданам в рамках этого проекта предусмотрена подпрограмма по подготовке земельных участков под застройку. Появилась ли информация, каким образом будет финансироваться данное направление? Какую работу вы ведете по этой подпрограмме?

– Пока окончательной информации нет. Но я считаю, что это самый разумный способ участия государства в жилищном строительстве. По нашим расчетам, около 30% стоимости жилья составляет инфраструктура, коммунальные сети. И если государство вложит эти 30% средств, то оно вправе потребовать, чтобы стоимость жилья была уменьшена на эту сумму. Но если мы хотим построить дешевое жилье, надо, чтобы застройка была массовой, то есть речь должна идти о строительстве целых микрорайонов. В связи с этим сейчас в республике ведется работа, формируются планы, в какие микрорайоны нужно провести сети, какова должна быть их мощность. Существует также проблема взаимодействия ведомств. Если вы хотите построить объект, вы идете к энергетикам, которые говорят: мы построим подстанцию – вы ее оплатите. Но они ее могут и не построить. Поэтому взять строительство этой подстанции на себя, а потом передать ее энергетикам – для нас это лучше, чем платить деньги и через пять лет узнать, что станцию так и не достроили и мощностей нет.

– А как вы намерены работать с муниципалитетами?

– У муниципалитета должна быть градостроительная документация, план развития города со всеми сетями и коммуникациями. А дальше будет очень простая система стимулирования: тем фирмам, которые занимаются прокладкой сетей, муниципалитеты субсидируют банковские кредиты. Федеральный центр ввел компенсацию процентной ставки в проекте по АПК, и это совершенно правильно. Люди идут в банк и показывают бизнес-план. Они учатся ведению бизнеса, что очень важно. А в сфере ЖКХ государство может посредством субсидий ускорить время строительства. Как только федеральный центр представит схемы компенсации, мы сможем начать работу.

Сыктывкар

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8 (261) 27 февраля 2006
    Национальные проекты в регионах
    Содержание:
    Допинг вместо тренировки

    Президентские национальные проекты заткнут некоторые "дыры" в финансировании образования, медицины и сельского хозяйства. Но трудно рассчитывать, что они ускорят развитие этих отраслей

    Реклама